Последняя воля шаха - Выдержки из альманаха "Для туристов, держащих путь в Орвильское шахство"

Историко-географическая справка:

Орвильское шахство как государство насчитывает более шести веков. Территория шахства невелика: Орвильский полуостров с столицей в одноименном городе, пустыни, Белоглавые горы, которые исторически относятся к Орвилю, полоса пригорных земель. 

Ближайшие соседи - Двенадцатиградие (союз двенадцати независимых городов-государств), Тайбир (обширная страна на юго-востоке). 

По морю соседствует с Аталией. 

Климат - субтропический, дальше на юг - тропические пустыни. Полуостров известен чудесными садами; сельскохозяйственные земли довольно ограничены. 

Основные статьи дохода Орвиля - туризм и торговля. В последний век Орвиль, в частности - столица - очень популярное место для отдыха зажиточных аталийцев, бернерийцев и других жителей Северных материков. Морская торговля процветает благодаря удобной береговой линии (и отсутствию таковой у ближайших соседей с юга и востока).

Уже полтора века Орвиль не участвует в военных конфликтах, наладив устойчивые отношения с соседями. 

Большая часть населения Орвильского шахства - коренные жители, есть примеси тайбирян и жителей Двенадцатиградия. В столице проживают небольшие диаспоры северян, из которых наиболее развитая - бернерийская. 

 

Уровень развития технологии:

Мир, в котором расположено Орвильское шахство, находится на достаточно высоком уровне развития техники (приблизительный эквивалент первой половины девятнадцатого века земной истории).

Нечасто, но всё же встречаются люди с особыми талантом - маги. Хотя магов можно встретить по всему миру, чаще они рождаются в странах Северных материков, и именно маги-северяне обладают более сильным и ярким даром (хотя даже там магов с действительно впечатляющими силами, единицы). 

Для повседневного использования магии большинству слабых магов требуется стимул - разность энергий стихий (огня и воды, например) либо использование аккумуляторов-кристаллов. Два века назад было открыто свойство некоторых камней сохранять и накапливать магию, которую можно затем использовать (но исключительно людям со склонностью к магии). 

На практике магию применяют для решения ряда проблем, например, как вспомогательный инструментарий в медицине (расширяя применимость классической медицины), технике (использование заряженных камней как элементов в устройствах); состоятельные люди используют кристаллы для освещения домов вместо свечного и для автоматизации быта. Но это могут себе позволить единицы, тем более, в Орвиле, в котором все кристаллы только импортированные.  В последнее время перспективнейшими разработками являются проекты на стыке магии и технологии (например, успешный проект магического телеграфа, использовавшего принцип телеграфа на участках, где проложить обычное телеграфное или семафорное сообщение невозможно). Но такие решения очень дороги и повсеместно пока не распространены.

Первоочередная задача магической науки - поиск материала, который бы ещё лучше удерживал магию.

Орвильская магическая школа развита плохо, сейчас сколько-нибудь значимых магов в стране нет вообще. Последние яркие представители, в том числе придворный маг и его ученики, умерли или пропали без вести в годы Сонной лихорадки. Орвиль может похвастать неплохим уровнем развития математики; освоено производство огнестрельного оружия, но в основном это копирование приобретенных за рубежом разработок. Ценится импортное оружие. Лучше обстоят дела с холодным оружием, есть несколько отменных мастерских.

Ещё реже, чем маги, встречаются люди, одаренные даром ясновидения. Настолько редко, что девяносто девять процентов случаев, описанных в исторических записях, рассматриваются как обман. Впрочем, оставшийся один процент интригует уже которое столетие. 

 Религия

Религиозная система Орвильского шахства довольно пестрая. В Орвиле верят в демиурга, но взывают к нему крайне редко. 

Куда распространеннее культы духов и вера в волшебных существ - фей-пери, чудовищ-девов, джиннов, а также божеств-покровителей природы - Хозяйку гор, Хозяина песков, Ожидающего в садах, и в многих других (смотри прилагаемую Справку).

Правда, в последнее время молодежь относится к этому как к стариковским сказкам.

Исторически род Ияри, шахов Орвиля, особо чтит Хозяйку гор и родового духа-птицу. Впрочем, при этом Орвиль - государство светское.

Среди проживающих в шахстве северян большинство принадлежит к Церкви Праведного Неба.

Справка: некоторые наиболее часто упоминаемые божества из пантеона орвильцев

Создавший Твердь, Воздвигший Небо, Опора Мира - демиург, упоминается в исключительных случаях. 

Божества природы:

Ожидающий в садах - божество плодородия, покровитель садов. Представлялся в виде юноши или мальчика с корзиной цветов или плодов. 

Хозяин песков - божество пустыни, облик - мужчина в пыльных одеждах. 

Пересекающая тропы - божество дорог и перекрестков, изображается в виде пожилой босой женщины с посохом. 

Хозяйка гор - божество и хранительница гор, а также полезных ископаемых и камней. Изображается в виде красивой женщины. 

Таящийся - божество ночи, по поверью является в виде мужчины любого возраста, пса или птицы, внезапно появляясь из мрака и так же внезапно исчезая. 

Стерегущая леса - в противовес Ожидающему в садах, божество дикой природы - лесов, а также лесного зверя. Покровительница охоты. Изображается в виде молодой девушки в сопровождении свиты лесных зверей.

Танцующая с волной - морское божество, покровительница мореплавателей. Является в виде девочки, чайки или дельфина.

Культурные особенности и институт брака

В шахстве принят моногамный брак. Тем не менее, широко распространена практика содержания любовниц, и даже гаремов. Любовницы и наложницы не имеют никаких прав, а дети их могут быть признаны только по официальному прошению отца и с благословения правителя Земли (территориальная единица шахства), а для именных родов - с разрешения шаха. 

Незаконнорожденные дети после признания являются наследниками второй очереди, и не могут наследовать вперед законных.

Законный брак заключается в присутствии специального чиновника, о чем делается запись в книгах регистрации . Во времена, когда только начались контакты со странами Северных материков, а сами их жители - бернерийцы и аталийцы в первую очередь - начали приезжать в Орвиль, нередки были скандалы с бракосочетанием по одному обряду и отказом впоследствии одной из сторон от обязательств (мол, по нашим обычаям брак не состоялся). В конце концов, между государствами был заключен договор о взаимном признании браков. У северян брак заключается в церкви, фиксируется в приходской книге.

Разводы в шахстве не приняты, да и услышали о них лишь в этом веке. Впрочем, и на Северных материках развод - редкое и неприличное дело.

Уклад в семьях патриархальный. Наследование в основном идет по мужской линии, женщины могут наследовать лишь в отсутствии мужчин в роду либо по особому распоряжению главы семьи.

В то же время, женщины в Орвиле имеют ряд прав и даже могут владеть имуществом. В общем-то женщины из нижних и средних слоев общества пользуются свободой перемещений, работают - торгуют, идут в прислугу, выращивают фрукты и овощи, занимаются рукоделием. Чем выше родовитость и благосостояние, тем строже правила для женщин. Девицы родов с именем как правило не должны выходить без сопровождения. Вместе с тем девушки из знатных семей часто получают хорошее образование.

В состоятельных слоях общества из женщин наибольшей свободой пользуются вдовы и матери семейств. Они могут сами появляться в публичных местах и распоряжаться своим временем.

Для высоких родов считается неприличным брак с кем-то значительно ниже по положению. Так, для шахов даже любовница низкого происхождения - очень дерзкий поступок и плевок в лицо общественному мнению и чести престола.

Семья и род считаются высочайшей ценностью. Самая страшная кара - за государственные преступления - это уничтожение рода, при этом казнят всю мужскую линию, женщинам дают право выбора - вернуться в семью родителей или других родственников или разделить участь мужчин. После уничтожения последнего из рода имя рода становится неназываемым.

При браке женщина переходит в род мужа.

Общество и государство

Правителем государства является шах. Шах правит, опираясь на визиря и Совет. Совет состоит из основной ложи (её членом может стать только представитель рода с именем и лишь с согласия действующих членов Совета, кроме кандидатур, представленных по протекции лично шаха) и ложи “малых” советников (обладающих ограниченными полномочиями, по сути, это просто эксперты, имеющие право высказаться по проблеме). 

Составленные и предлагаемые Советом указы и распоряжения в обязательном порядке утверждаются визирем. Визирь обладает расширенными полномочиями - правом непосредственных безотчетных распоряжений по целому списку вопросов, например. Впрочем, есть ограниченный перечень решений, которые имеет право принять только шах. Распоряжения визиря могут быть оспорены Советом прошением на имя шаха, но и только. Шах исторически обладает полнотой власти, однако в последнее время шахам Орвиля приходится всё чаще оглядываться на симпатии общества - во избежании беспорядков. Последний шах, как и его отец, испытывал жесткое давление со стороны знати Орвиля, представители родов которой состояли в Совете.

Визирь выдвигается из членов основной ложи Совета, окончательную кандидатуру выбирает сам шах. 

Если шах не может нести бремя власти, во главе государства стоит наместник или, как сейчас - регент. Зачастую регентом является визирь. Власть регента ограничена другими участниками Совета в большей степени, чем шаха.

Защитой шахской семьи и дворца занимается личная гвардия шаха - дворцовая стража. Ещё её называют Бесшумной гвардией, а гвардейцев - Бесшумными. Гвардия также играет роль полиции при расследовании дел государственной важности и происшествий, затрагивающих наиболее знатные роды шахства. 

Функцию городской полиции выполняет городская стража. Более мелкие дела находятся в ведении целой сети различных канцелярий, с чиновниками разных уровней.

 Имена 

Большинство жителей не имеют фамилий и родовых имен, называясь просто по имени и месту жительства, часто - с профессией: торговец Ахмед из Орвиля, с улицы Трех Сиреней. Однако самые знатные роды имеют родовое имя. Это имя либо получено от предков, либо бывает пожаловано шахом или его наместником за заслуги: например, начальник дворцовой стражи Рашид за заслуги стал первым в роду Су.

Такие рода иногда называют “именными” или родами с именем.

Политика в отношении Северных материков

Отдельно следует сказать о диаспорах северян и политике шахства в отношении таких поселенцев.

Первые надежные торговые и политические отношения с жителями Северных материков Орвиль установил примерно 250 лет назад. 200 лет назад появились первые переселенцы, а постоянные диаспоры сформировались в последнем столетии. 

В основном занятия переселенцев сосредотачивались вокруг моря, торговли, изредка - военного дела на наемной основе (а также, неофициально - многие северяне были вовлечены в контрабанду, с которой борются с переменным успехом). Шахи Ияри в политике придерживались симпатий к северянам, чем несколько раз воспользовались политические противники - однажды дело едва не дошло до восстания, а часть иностранцев покинули шахство, опасаясь за свою безопасность. Конфликт удалось урегулировать с минимальными потерями.

Второй раз напряжение совпало с эпидемией Сонной лихорадки, которая среди прочего, унесла жизни шаха Метина, его супруги и младшего сына. Старший, наследник, будущий Искандер Седьмой, на тот момент отсутствовал в шахстве - его отправили на учебу в Аталию. Испуганное население, подогреваемое слухами, что лихорадка была занесена с Северных материков, едва не взбунтовалось. Власть в руках до возвращения наследника удержал только визирь Берк. Будущий шах с большим трудом нашел корабль, владелец которого рискнул отплыть в охваченный лихорадкой Орвиль, пережил нападение пиратов и бурю в пути, однако благодаря помощи всё того же кораблевладельца - остался жив и невредим. 

Заняв трон, Искандер Седьмой продолжил политику отца по налаживанию отношений с Северными континентами. Впрочем, так как эта политика подлежала жесткой критике, на бытовом уровне шах максимально отстранялся от близких контактов, доказывая взаимную выгоду каждого решения на пользу северян и свою незаинтересованность.

Политику Искандера после его смерти продолжил визирь Берк, при котором, в частности, была улучшена инфраструктура и Орвиль действительно стал модным и безопасным курортом. Курс последнего регента, визиря Кудрета, только разворачивается, но уже можно наблюдать ужесточение экономических условий для иностранных торговцев.

Летоисчисление

В шахстве принято исчисление "От основания града", сейчас идет 651-ый год. 

Год разбит на двенадцать лунных месяцев, по три на каждую пору года, ровно по 29 дней каждый. Отдельных закрепленных названий для них нет, официально называют их "первая луна весны, вторая луна весны" и так далее. Впрочем, поэты не остались в долгу и щедро рассыпают эпитеты - то пенная луна (третья весенняя луна, за цвет садов), то красная луна (вторая летняя луна, как правило, самая знойная). Впрочем, на соседней странице пенная может быть названа "луной ароматов", а красная - "луной падающих звезд".

Для перевода даты в летоисчисление Северных материков следует прибавить 1097. 

Количество месяцев в году в северном календаре, а также и их длительность совпадают с календарем Орвиля, новый год также отсчитывают с весны, но не с первой, а второй луны. Каждый народ имеет свои названия месяцев, уже сложной и неочевидной этимологии, поэтому для простоты переведем их привычными "март, апрель, май...".

 Обращения и формы приветствия

Уважительные обращения к мужчинам и женщинам обозначают с помощью суффиксов вежливости:

Мужчину почтительно называть -ар, например: Эдиз-ар.

Незамужних женщин, девушек - -аре, например, Эмине-аре.

Замужних и вдовых женщин называют -арет, например, Гизем-арет. 

Облеченных властью (визирь, высокие военные посты) - -таш, например, Кудрет-таш.

Простолюдинов и стоящих значительно ниже говорящего по социальной лестнице могут называть просто по имени. Кроме того, просто по имени могут называть друг-друга близкие приятели, друзья или родственники. 

Обращения к особам шахской крови:

К шаху обращаются не иначе, как Сиятельный, не используя суффиксов вежливости -ар или -таш, полное именование - Сиятельный шах (иногда с упоминанием имени - Сиятельный шах Искандер Седьмой).

Женщин и других мужчин шахской семьи называют с применением общих правил (например, наследницу могут называть Танели-аре), однако параллельно используются те же суффиксы вежливости с заменой имени на слово “шах”, например:

жена шаха - шах-арет,

дочь шаха - шах-аре,

сын шаха - шах-ар.

Суффиксы вежливости употребляются только  с именами, при обращении к знатному незнакомцу говорят “Господин, госпожа”. Однако узнать имя и использовать суффиксы вежливости куда почтительнее.

По отношению к иностранцам используют родные для северян формы вежливости - господин, госпожа и их вариации - плюс фамилия.

Особо почтительное отношение выражается использованием форм, аналогичных внутренним (скажем, если к господину Гилмору орвилец обратился в форме Джеймс-ар, а не господин Гилмор - это не панибратство, а признание его авторитета).

Досуг и развлечения

Приманкой для туристов Орвиль сделали климат, красота архитектуры и развлечения, которые предлагает всем желающим столица.

В шахстве в большом почете искусство - поэты, художники и музыканты пользуются покровительством знати. Для каждого сословия найдется своё место: люди почтенные собираются в салонах, которые держат, как правило, вдовы или одинокие мужчины старшего возраста. Тут собираются с семьями, тут же приветствуются приличные семейные туристы. Искусство - степенное, в высшей степени пристойное.

Веселая компания молодых людей с большей охотой проведет время в одном из Садов веселья. Вопреки ожиданиям, далеко не все приходящие сюда, пользуются второй половиной этих заведений - которые называют Беседками утех. В Садах веселья тоже собираются люди искусства и просто желающие весело провести время, и надо сказать, что зачастую тут звучат куда более смелые стихи и стансы, и поднимаются куда более острые философские проблемы, чем в добропорядочных салонах.

Помимо этого, есть множество ресторанов, едален и чайных домов, которые, в зависимости от местоположения и публики могут быть как фешенебельными заведениями, так и самой натуральной дырой.

Кроме специализированных мест знать и примыкающие к ним люди состоятельные, хоть и не столь родовитые, регулярно устраивают приемы.