Иржи

Иржи

Пражский купец. Известен тем, что может достать самые невероятные вещи. Некоторое время назад стал жертвой нападения воительниц Власты.

В городе Праге жил-был купец Иржи Залежал. Благодаря своей ловкости и уму он сумел завести столько знакомств и установить столько договоренностей, что для него не составляло ни малейшего труда достать и перепродать практически любую вещь. Нужен огромный драгоценный камень необычайной красоты?  — Пожалуйста! Есть заказ на скатерть-самобранку?  — Не вопрос! Ищете молодильные яблоки?  — Куда вам доставить и в какой упаковке?

Торговал Иржи и обычным товаром, но влиятельные люди столицы знали, что к купцу можно обратиться и с особыми просьбами.

Обратилась как-то к купцу сама королева Клара. Слышала она, что есть где-то на свете дудка, которая издает необыкновенно красивые звуки, а кроме того позволяет играющему подчинять волю тех, кто слушает. Очень полезное свойство для власть имущих. Но неужели такой предмет нужен королю Карлу, у которого и так в руках абсолютная власть? Скорее, дудка нужна королеве для себя самой. Именно потому она и попросила Иржи помолчать об этом заказе. Помолчать  — так помолчать. Иржи хранит интересы своих клиентов. Отправился купец на запад, в тридесятое королевство, и привез оттуда дудку, какую просила королева. Сделал ее на заказ один известный мастер. Денег за работу запросил не меряно, но Иржи в накладе не остался, с королевы за заказ взял намного больше.

Прошло совсем немного времени, и купца вызвали к самому королю. Иржи сначала испугался, вдруг Карл начнет у него что-то расспрашивать про дудку, но его величество, как оказалось, имел свою просьбу. Королю понадобилось какое-нибудь средство, что делает человека полностью невидимым  — может, шапка, может плащ. Такие предметы  — большая редкость, а те, у кого есть подобные невидимки, никогда не признаются, что пользуются ими. Даже знакомый мастер неохотно брался за такие заказы. Ведь плащи и шапки-невидимки  — отличная одежда для воров. Потому власти и следили за мастером, чтобы он ничего не шил и не колдовал над выкройками.

Иржи все это знал, но возразить королю не посмел. Он снова отправился на запад, чтобы попробовать уговорить мастера. Узнав об угрозе королевской немилости, тот сжалился над несчастным купцом и изготовил для него не шапку и не плащ, а женские коралловые бусы. Такая новая форма невидимки не вызывала ни у кого подозрения.

Король, увидев дамское украшение в руках купца, сначала немного удивился, но потом решил, что форма не главное, а важнее всего суть, принял заказанную вещь и щедро отблагодарил купца.

Так и жил купец, пока не приключилось с ним несчастье.

Лежат на севере королевства горы Судеты, а чуть дальше на восток  — Карпаты. И в этих горах объявилась Власта  — молодая пражанка, поднявшая восстание против всех мужчин. Она объявила себя духовной наследницей своей легендарной тезки, которая много веков назад начала "девичью войну" против мужчин. Та древняя война была жестокой и кровавой, нынешняя  — пока обходилась без жертв. Взбунтовавшиеся барышни покинули свои дома, ушли в горы и создали там свою республику. Им удалось захватить в плен банду разбойника Яносика, за что, впрочем, стоит девушкам сказать спасибо, но на этом список их добрых дел заканчивается. Власта со своими воительницами взяла под контроль горные дороги и перевалы, стала захватывать обозы и брать в плен под выкуп переправляющихся через Карпаты и Судеты мужчин. Такой разбой затормозил торговлю и стал доставлять немало проблем купцам. Ведь купцы  — тоже мужчины! Дело дошло до того, что некоторые особо предприимчивые торговцы стали нанимать женщин в обозы, чтобы безопасно перевезти товар через горы. Ведь девушки не трогали своих сестер. Однако через некоторое время женские обозы тоже стали пропадать. Выяснилось, что дамы, поддавшись убеждению Власты, вступают в ряды ее войска.

Иржи решил переждать это бедствие. Он недоумевал, отчего это королевское войско ничего не предпринимает, почему не может справиться с девицами? Возможно, правдой было то, о чем судачили кумушки на рынке: воевода Лютогнев был неравнодушен к Власте и ее руки добивался, хотя она сама ненавидела всех мужчин. Как знать?

Однако отсидеться в городе Иржи не удалось. Он получил новый заказ, на сей раз от королевского советника Достомысла. Попросил он достать предмет, который позволяет видеть последствия собственных действий и решений.

 — Да, есть такой предмет,  — ответил Иржи.  — это зеркало, в котором символически отражается будущее. Я могу его вам достать.

Советник обрадовался и заказал зеркало для себя. И купцу опять пришлось отправляться в путь к знакомому мастеру. А чтобы не попасть в руки к Влесте, Иржи на свой страх и риск решил сам переодеться в женский наряд. Подобрал он цветастую юбку, на голову напялил парик с длинными волосами и двинулся в дорогу.

 На пути к мастеру Иржи встретил разбойниц, но те пропустили его с миром, не обнаружив обмана. На обратном же пути, возвращаясь с дудочкой в Прагу, он наткнулся не на простых "сестер", а на саму Власту.

 — Кто это тут у нас едет?  — воскликнула бунтовщица.  — Подойти сюда сестра, посмотреть на тебя хочу.

Иржи не смел перечить Власте, спрыгнул с воза и подошел. Глаз у разбойницы оказался меткий, и она разглядела обман. Со всей силы дернула она купца за волосы, и парик с него спал.

Разбойницы стали смеяться над Иржи и, потехи ради, отпустили его пешком в город, забрав при этом весь товар.

Иржи вернулся в Прагу подавленный. Пока шел к себе домой по Малой Стране, испытал на себе насмешки всяких бродяг. Но более всего удручал его невыполненный заказ советника.

Прошло несколько месяцев.

Это была самое обычное майское утро, и несмотря на 13 число, ничто не предвещало беды. Прага жила своей обычной жизнью, а король Карл, как обычно, думал о благе народа. И вдруг небо на северо-востоке потемнело. Из за гряды гор появились огромные тени. Город заволновался, напряглась и королевская стража. Действительно, это были драконы, и летели они, словно стая диких гусей, косяком. Впереди следовал вожак, имевший целых три головы. За ним чуть правее и чуть левее следовало по два обычных одноголовых дракона, и на спине у каждого из них сидел какой-то человек.

Королевское войско тот же миг было поднято по тревоге. Горожане всполошились и попрятались в своих домах. Воевода Лютогнев обнажил свой меч, готовый в любой момент ринуться в бой. Однако страхи оказались напрасными. Драконы мирно приземлились на берегу Влтавы, не повредив ни одного задания и не причинив вреда никому из горожан. А со спин чудовищ на землю спрыгнули краковский король Владислав и его приближенные.

Переговоры Королевской службы безопасности с прибывшими драконами заняли некоторое время. Однако в конце выяснилось, что это существа мирные и вполне разумные, без каких-либо дурных намерений. Они лишь хотели подать иск против короля Владислава. Дело в том, что много лет тому назад давно в Кракове, в холме, на котором стоит королевский замок, жил дракон Смок. И согласно договору, составленному между жителями и драконом,

"Все правители Кракова и их потомки обязуются взять на полное содержание дракона Смока и его потомков, ежемесячно поставляя по 78 голов скота: молодых бычков, крупных свиней и баранов. Взамен Смок обязуется охранять Краков и подвластные ему земли от всевозможных бедствий, нечистой силы и иноземных захватчиков".

Однажды дракон был убит неким сапожником по имени Скуба, однако оказалось, что у Смока имеется прямой наследник  — дракон по имени Дино. Он-то и потребовал от короля Кракова выплаты дани за 400 лет. А признать за Дино право мог только суд в Праге, и потому драконы привезли иск. Ведь по договору, все спорные вопросы и претензии должны были решаться на нейтральной территории, в Пражском суде.

Судья Максимум Казус внимательно изучил иск и все представленные драконами документы по делу, разумеется в переводе с драконьего на человеческий язык. Для суда, конечно, требовались и оригиналы документов, в частности договор князя Крака со Смоком, однако он был начертан на камне в пещере под Вавельским холмом. Но Максимум Казус твердо держался буквы закона и потому потребовал представить в суде камни. Судья дал драконам время, чтобы они смогли притащить камни из Кракова в Прагу, а суд назначил на 15 мая, полдень.

Иржи, который, как и многие пражане, живо интересовался этим процессом, решил пойти на этот суд.

На следующий день ровно в полдень начался судебный процесс. Сторона истцов явилась в полном составе, но так как здание суда строилось исходя из человеческих размеров, драконы в нем поместиться никак не могли. Поэтому специально ради них судебное заседание перенесли на большой зеленый луг за чертой города, огородив его тканью, натянутой между шестов.

Купец Иржи, как и многие жители Праги, пришли на судебное заседание. Народу собралось столько, что яблоку негде было упасть.

Купец устроился сбоку, неподалеку от лавки ответчиков. Здесь сидел король Владислав, его советник, воевода и адвокат. Адвокат держался уверенно, время от времени поглядывая в какие-то бумаги. Началось судебное заседание.

Все участники процесса были великолепны. Судья Максимус Казус облачился в новую мантию и белоснежный парик. Краковский король и его приближенные также были одеты элегантно и строго. Короля Карла, королеву Клару пригласили только в качестве наблюдателей и посадили в первый ряд.

Судья выслушал претензии истца Дино и аргументы его адвоката Змееслава Горыныча (то есть средней головы большого дракона). Затем был торжественно зачитан текст договора (в переводе), который произвел впечатление на суд.

И тут купец услышал, как где-то в стороне играет тонкая мелодичная дудочка. Мелодия была мягкой, успокаивающей. Кто играл на этом инструменте, было не видно. Мешало натянутое между столбами полотно.

И вдруг купец узнал этот звук. Это была та самая дудочка, которую он продал в королеве. Но кто же на ней играет? Сама королева сидит вместе с королем в первом ряду. Кому королева Клара передала свой инструмент?

 — Позвольте, но это не всё!  — вдруг подал голос сын Смока, беззастенчиво прервав судью.  — А как же дополнительное соглашение?

Судья нахмурился. Драконы переглянулись.

 — Но у меня нет перевода этого документа в материалах дела,  — сказал судья.

 — Прошу прощения, это моя вина,  — призналась левая голова большого дракона, именовавшаяся Горником Горынычем.  — Я переводил этот документ, но забыл приложить его к материалам дела. Мне нужен всего час времени, и я этот документ предоставлю.

Судья объявил перерыв. Иржи хотел встать с лавки и проверить, кто это играл на дудке за полотном, но он боялся потерять свое место, к тому же музыкант наверняка уже смешался с толпой.

Король Владислав нервничал, ходил по импровизированному залу заседаний. Только адвокат Леопольд был спокоен и чуть улыбался. Не прошло и часа, как Змееслав Горыныч передал заверенный документ Максимусу Казусу, который тут же возобновил заседание.

 — Оглашаю дополнительное соглашение к рассматриваемому нами договору,  — громко объявил он и следом прочел текст:

"В случае, если правитель города Кракова не сможет выдать дракону Смоку или его потомкам предусмотренное в договоре количество животных, он передаст ему такое же количество красивых незамужних девиц, одна из которых непременно должна быть принцессой".

 — Как!  — не поверив своим ушам, воскликнул Владислав.  — Но вы же раньше не говорили про принцессу!

Судья призвал ответчиков к тишине и продолжил вести заседание. Король Владислав и его приближенные, однако, не успокоились, и Максимус Казус вынужден был позвать стражников. До драки, впрочем, дело не дошло. Судебное заседание возобновилось.

Пришёл черёд выступать ответчику. Король Владислав, однако, был настолько расстроен и разгневан, что заявил:

 — Ваша честь, у меня есть адвокат, Леопольд Велеречивский. Я передаю свое слово ему. Он будет говорить от моего имени и делать официальные заявления.

Судья нахмурился.

 — Ответчик, но вы же король! А это значит, что у вас не простое слово, а королевское. Известно ведь, что королевское слово настолько твердое, что его нельзя подвергнуть сомнению и отменить. Подумайте еще раз, прежде чем передавать кому-то свое слово.

 — Нельзя отменить моё слово? Такие порядки в суде? Хорошо. Я доверяю своему адвокату. Он знает свое дело. Я передаю свое слово Леопольду Велеречивскому,  — подтвердил король.

 — Да будет так,  — согласился Максимум Казус.  — Я предоставляю слово адвокату ответчика.

 Адвокат поднялся со своего места и громко объявил:

 — Ваша честь, мой подзащитный полностью признаёт претензии истца и готов следовать духу и букве договора. Он полностью выплатит дань за 400 лет истцу  — наследнику дракона Смока, убитого у подножия Вавельского холма 400 лет тому назад.

Зал ахнул. Судья поднял бровь. Король Владислав вскочил со своего места и стал яростно протестовать, но Максимус Казус напомнил ему его же слова. То, что сказал адвокат, равносильно слову Короля и не может быть изменено.

После выступления адвоката купец уже не сомневался, что кто-то пустил в ход дудочку. Купец, может быть, и сообщил бы судье, что имела место нечестная игра. Однако он был связан обещанием, данным королеве, что никому не выдаст, какой предмет он ей продал. Купец незаметно встал со своего места и заглянул за полотно. Там уже не было никого. Однако совсем рядом рос большой куст дикой розы. Если злоумышленник играл на дудочке, то скорее всего делал он это скрытно, чтобы не быть замеченным.

Тем временем процесс подходил к концу и Максимус Казус объявил свой вердикт. Иск дракона Дино к королю Владиславу был полностью удовлетворен.

Купец тем временем встал со своего места, подошёл к кусту и раздвинул ветви. Прямо на земле среди колючих веток лежала так самая дудочка. Купец, не задумываясь, взял ее и положил себе в сумку.

Иржи подумал, что с этим инструментом можно спокойно и беспрепятственно перемещаться через горы. Не страшны никакие разбойники или воинственные девицы Власты. Они подчинятся воле дудочке.

Иржи решил немедленно воспользоваться такой возможностью. Вернувшись из суда, он собрал товар и двинул по дороге в сторону гор. Дудочка лежала у него в сумке. Купец готов был ее пустить в ход в любой момент. Однако этого не понадобилось, в пути он так и не столкнулся ни с одним отрядом Власты.

И только утром, 16 мая, у моста он встретил парочку  — Живку и Яцека  — якобы пострадавших от Власты. Они выглядели жалко: уставшие, без денег, в порванной одежде. Иржи согласился подвести их до Кракова.

Купец спокойно проделал остаток пути и подвез попутчиков прямо до дома. Сам Иржи остановился в гостинице. Когда же он полез в свою сумку, он не обнаружил там дудочки. Заподозрив попутчиков, он тут же примчался в дом Яцека.

 — У меня в сумке лежал очень важный предмет. И он пропал. Из сумки он не мог выпасть, Это значит что вы взяли.

Яцек только пожал плечами.

 — Я ничего у тебя не брал. Это Живка могла взять!

 — И где же она?

 — Во дворце у короля. И сюда она не вернется.

 

СТ: 1) Общая с королевой: волшебная дудочка, 2) общая с королем: волшебные коралловые бусы, 3) оставленная у себя дудочка после ее обнаружения в суде.