Шива

Шива

Индуистский бог, Олицетворяет одновременно разрушительное и созидательное начала.

Шива

Шива, великий и могущественный дэв имеет очень сложный характер, олицетворяя собой и разрушение, и созидание. Он может быть добрым и справедливым, он способен на любовь, но вместе с тем он склонен часто впадать в гнев и в своей ярости бывает непредсказуем и страшен. Даже любимый его сын Ганеша в детстве серьезно пострадал от гнева отца. Шива умудрился лишить его головы за то, что малыш не пускал его в покои к Парвати. Но чтобы успокоить жену, Шива создал Ганеше слоновью голову. С этих пор Ганеша и живет с хоботом и бивнями.

Жена Шивы, Великая Дэви, прекрасна и многолика. У нее множество форм и множество имен, ибо женская сущность многогранна и переменчива. Несравненная, милая, женственная Парвати родила Шиве детей — Ганешу и Сканду. Игривая Лалита знает толк в радостях земных. Бхавани дарит жизнь. Но женщина не всегда тиха, мила, добра и безропотна. Не всегда она и радостна, восторжена и восхитительна. Порой сама жизнь заставляет ее превращаться в зловещую Бхайрави, неприступную Дургу или гневную Чанди.

Именно поэтому Шива создал и подарил супруги одну удивительную вещь — Атман-амулет.

На свете есть множество волшебных вещей, и многие из них связаны с драгоценными камнями. Известно же, что алмазы, изумруды, рубины, сапфиры имеют магическую природу и способны творить чудеса.

В Бхогавати — подземном городе нагов — хранилось множество драгоценных камней, больших и маленьких. Но некоторые из них были особенными. С древних времен были известны три больших драгоценных камня, выточенных в форме сердца — Сапфир, Изумруд и Рубин. Именно с ними народ нагов связывал свое прошлое, настоящее и будущее. Одно из преданий гласило, что эти три камня, собранные вместе в Волшебном кольце, возродят в будущем Бхогавати из руин и пепла и вновь вернут славу народу нагов после сокрушительного поражения.

Это пророчество не рассказывали простым нагам, дабы не пугать их грядущими бедами, но цари нагов знали об этом. А среди богов это пророчество было известно только Брахме и Шиве.

Некогда Сапфировое, Изумрудное и Рубиновое сердца хранились в Бхогавати, и в них был залог будущего нагов. Но однажды разверзлись врата Подземного мира, и безудержной огненной силой разметало волшебные камни.

Рубин остался у нагов, Изумруд откинуло богам на Кайлас, а Сапфир упал вниз к людям.

Шива знал подлинную силу Изумрудного сердца, и создавая Атман-амулет, весь усыпанный драгоценными камнями, он встроил туда встроил и волшебный Изумруд. Этот волшебный артефакт позволял вспоминать забытое прошлое в нынешней и предыдущих жизнях. Амулет этот Шива передал своей супруге Парвати, чтобы она в любом своем воплощении, будь то в гневной Чанди или зловещей Бхайрави, всегда вспоминала свои благие формы. Атман-амулет начинал действовать тогда, когда его кто-то прикладывал к солнечному сплетению и называл подлинные имена своих родителей, а также имена братьев и сестер.

Цари нагов не раз пытались заново собрать волшебные камни в Бхогавати, но Сапфир, попавший к людям, затерялся где-то бесследно, а Шива отказывался отдавать Изумруд. И последний царь Васуки не был исключением. Именно поэтому Шива запретил Парвати брать с собой Атман-амулет, когда она спускалась в Бхогавати.

В давние времена под основанием священной горы Меру стоял Бхогавати — великий город нагов — людей-змей. Наги обладали способностью перевоплощаться и менять облик с змеиного на человеческий и наоборот. Иногда наги в человеческом облике пробирались к людям и жили среди них. Нагайны превращались в девушек несравненной красоты и выходили замуж за царей и правителей, передавая своему поколению волшебные способности.

Наги любили роскошь и окружали себя драгоценностями. Подземный Бхогавати был наполнен светом от сияния драгоценных камней и золота. Наги были мудры и великодушны, их уважали боги, им поклонялись люди.

Однажды благородная Кавья, мать царя нагов Васуки, слепила статую девушки, которую назвала Кадрой. Статуя эта была такой прекрасной и живой, что сам Шива, гостивший у Васуки, воспылал к ней страстью. Любовь бога творит чудеса. Из пролившегося семени Шивы появилась живая дева. И получила она имя Манаса. Узрев несравненную красавицу, разгоряченный Шива тут же захотел и с ней сблизиться, но Манаса резко отказала ему, напомнив, что она его дочь. Васуки, который в тот момент в облике змея покоился на шее Шивы, встал на сторону Манасы, признал ее своей сестрой и наделил способностью излечивать от яда.

Шива забрал Манасу с собой на Кайлас и представил своей семье как дочь, но жена Шивы — Чанди, в ком в то время была воплощена Парвати, невзлюбила ее, потому что подозревала полубогиню в любовной связи со своим мужем. Манаса требовала к себе такого же отношения, как к Сканде и Ганеше, но Чанди отказывала ей в этом, постоянно устраивая ссоры и скандалы. Сканда поддерживал сторону матери, а мудрый Ганеша пытался всех примирить. Он испытывал добрые чувства к своей сводной сестре и ему не нравилась нынешняя инкарнация его матери. Слишком вспыльчивой и ревнивой казалась ему Чанди.

Ганеша все время просил Чанди взять Атман-амулет и приложить к солнечному сплетению, чтобы мама вспомнила, какой нежной, доброй и терпимой она была в облике Парвати. Но Чанди говорила, что нынче она может стоять за себя и никому не позволит увести мужа.

Манаса любила своего отца и даже однажды спасла его от смертельно опасного яда, который Шива выпил во спасение жизни на Земле. Однако Чанди продолжала упорствовать, отвергая полубогиню. В гневе Чанди выжгла ей глаз, а Манаса, в свою очередь, ядовитым взглядом заставила Чанди потерять сознание. Уставший от их ссор Шива принял решение оставить Манасу и отнести ее в отдаленное место. А чтобы ей не было одиноко, Шива создал из пролитых им слез раскаяния богиню-сестру Нету.

Ганеша и Сканда спокойно отнеслись к появлению еще одной сестры. Чанди не возражала, ведь она знала, что Нета не плод измены ее мужа. Чанди была рада, что ненавистная Манаса покидает наконец дом.

Прошло некоторое время, и до Кайласа дошла весть о свадьбе Манасы и отшельника-брахмана Джараткару, который прежде дал обет безбрачия, но отказался от него по настоянию духов предков. Царь Васуки позвал на свадьбу Шиву, его многоликую супругу, Ганешу и Сканду.

Все гости с Кайласа были размещены в роскошных покоях дворца Васуки. А самые лучшие покои достались Шиве и Чанди — отдельно друг от друга.

В ночь после брачной церемонии Шива проснулся от страшного шума во дворце. Он уже начал впадать в гнев и готовиться наказать того, кто ему мешает спать, но в комнату вбежала его супруга, обернывшись игривой Лалитой, обняла его своими восьмью руками, начала гладить и успокаивать, и гнев Шивы быстро прошел.

Утров Шива узнал, что муж Маасы сбежал, испугавшись змей, которые ночью устроили охоту на лягушек прямо у его брачного ложа. Он вновь отправился в странствие, но через несколько дней был остановлен духами предков, которые вновь напомнили ему о своей воле — последний представитель рода должен оставить потомство. И Джараткару вернулся к Манасе. Спустя некоторое время Шива узнал, что Манаса родила от мужа сына Астику.

Однажды царь Джанамеджая Наконец собрал своё воинство и отправился в Бхогавати совершать обещанное жертвоприношение. Великий город нагов был хорошо защищен — все входы в подземные залы Бхогавати были завалены камнями, оставались небольшие тайные проходы, через которые наги держали связь с внешним миром. Город мужественно держал оборону, и Шива был спокоен за него.

Так прошло много месяцев. но вот однажды к Шиве пришел Ганеша и принес страшную весть: город нагов пал. Джанамеджая разрушил и разорил Бхогавати. Манаса и Нета пропали, и Ганеша не может их найти.

Ганеша попросил помощи в поисках сестер. Шива пришел в ярость, он тут же отправился к горе Меру, чтобы самому убедиться в гибели Бхогавати. Спустившись под землю, он увидел смерть и разрушение и был поражен тем, что все драгоценности и сокровища Бхогавати куда-то исчезли. Войдя во дворец Васуки, он наткнулся на разрушенную статую Кадры и испытал еще большее отчаяние, его гнев и ярость обрушились на войско Джанамеджая. Шива вырвал у себя пучок волос и бросил его на землю. Из пучка появился родился ужасный тысячерукий демон Вирабхадра. Он был так высок, что доставал до неба, лицо его было темнее грозовой тучи, а три глаза пылали огнем. Демон преследовал войско Джанамеджая до края земли, а затем обрушил его в океан. Вирабхадра так бушевал, что перепахал всю землю вокруг горы Меру, и все пути в Бхогавати оказались стерты. С тех пор никому не удавалось найти дорогу в город нагов.

Когда же Шива вернулся в Кайлас, отцовский гнев испытал на себе и Сканда за то, что не остановил разрушителей города нагов. И Шива поклялся покарать всех, кто помог Джанамеджайе истребить нагов.

А более всего великий бог был опечатен тем, что пропали его дочери.

Прошло несколько месяцев, и Нета вернулась на Кайлас. Она ничего не знала про Манасу, но верила, что она жива. И долгие годы Шива лелеял надежду, что когда-нибудь найдет свою дочь.

Как-то раз Шива услышал из-за двери разговор Чанди и Сканды

— Как ты думаешь? А может быть эта невеста самой Манасой? — спросила Чанди.

— Скорее она ее дочь, — предположил Сканда.

Шива, не раздумывая, ворвался в комнату.

— Вы говорите о Манасе? Вы нашли ее?

— Мы только предполагаем, отец. Есть одна девушка, она скоро выходит замуж... И у нее те же украшения, что некогда были у Манасы, — сказал Сканда.

— Найди сестру. Я хочу снова ее увидеть.

Вскоре на Кайласе было известно, что узнал Сканда.

В селении Андхра готовится свадьба Рохана и Пратимы. Невеста каким-то образом связана с пропавшей дочерью Шивы, возможно, является ее дочерью, ведь у нее оказались украшения пропавшей богини. А это значит, что на церемонии может появиться сама Манаса.

**

И вот наступил тот счастливый день, когда к Шиве пришёл Ганеша и сказал:

— Отец я нашёл свою пропавшую сестру!

Ганеша рассказал Шиве, что она много лет живет среди людей. Она стала знахаркой и лечит всех страждущих не только с помощью трав, но прежде всего с помощью змеиного яда, который, как известно, может быть и лекарством. Ей по-прежнему подчиняются безоговорочно змеи, но она не считает себя змеиной королевой. А всё потому, что после ужасного падения Бхогавати она полностью лишилась памяти.

Шива, счастливый от радостной вести, сразу опечалился.

— Но вернуть память Манасе может Атман-амулет, — сказал Ганеша.

И тогда Шива и Ганеша обратились к Чандии попросили её, как хранительницу Атман-амулета, дать его на время, чтобы излечить сестру.

Чанди в ответ только улыбнулась супругу и сказала что сама готова спуститься к людям, встретить падчерицу и вернуть ей память. Шива согласился, однако ему показался подозрительным голос и взгляд супруги. Что-то тут было не так.

Шива спустился к людям, на ту самую свадьбу, о которой говорили его дети.

Пееред домом он увидел Чанди и Ганешу.

 — У меня нет Атман-амулета. Что я скажу Шиве? — произнесла Чанди, и этих слов оказалось достаточно, чтобы явился он сам.

— Так я и знал! — прогремел гневно Шива. — Ты обманывала меня! У тебя нет амулета! Мне он нужен, чтобы вернуть память Манасе! Я требую его найти!

И Шива поднялся во весь рост и предстал во всем своем величии. Он прогремел так, что слышно его было всюду под небесами.

— Найдите мне Атман-амулет! Я покараю того, кто мне его не отдаст.

 

 

***

А утром над Андхрой и окрестностями разнесся громогласный голос Шивы.

— Найдите мне Атман-амулет! Я покараю того, кто мне его не отдаст.