Нета

Нета

Дочь Шивы. Рождена из его слез, пролитых при расставании с любимой дочерью Манасой

В давние времена под основанием священной горы Меру стоял Бхогавати — великий город нагов — людей-змей. Наги обладали способностью перевоплощаться и менять облик с змеиного на человеческий и наоборот. Иногда наги в человеческом облике пробирались к людям и жили среди них. Нагайны превращались в девушек несравненной красоты и выходили замуж за царей и правителей, передавая своему поколению волшебные способности.

Наги любили роскошь и окружали себя драгоценностями. Подземный Бхогавати был наполнен светом от сияния драгоценных камней и золота. Наги были мудры и великодушны, их уважали боги, им поклонялись люди.

Однажды благородная Кавья, мать царя нагов Васуки, слепила статую девушки, которую назвала Кадрой. Статуя эта была такой прекрасной и живой, что сам Шива, гостивший у Васуки, воспылал к ней страстью. Любовь бога творит чудеса. Из пролившегося семени Шивы появилась живая дева. И получила она имя Манаса. Узрев несравненную красавицу, разгоряченный Шива тут же захотел и с ней сблизиться, но Манаса резко отказала ему, напомнив, что она его дочь. Васуки, который в тот момент в облике змея покоился на шее Шивы, встал на сторону Манасы, признал ее своей сестрой и наделил способностью излечивать от яда.

Шива забрал Манасу с собой на Кайлас и представил своей семье как дочь, но жена Шивы — Чанди, гневная форма Велкикой Дэви, невзлюбила ее, потому что подозревала полубогиню в любовной связи со своим мужем. Манаса требовала к себе такого же отношения, как к Сканде и Ганеше, но Чанди отказывала ей в этом, постоянно устраивая ссоры и скандалы. Сканда поддерживал сторону матери, а мудрый Ганеша пытался всех примирить. Он испытывал добрые чувства к своей сводной сестре, и ему не нравилась нынешняя отнюдь не благая форма его матери. Слишком вспыльчивой и ревнивой казалась ему Чанди.

В семействе Шивы был Атман-амулет, позволявший вспомнить давно забытое, увидеть свои прошлые воплощения, а в случае с супругой Шивы — вернуться к своим благим формам, например, к любимой Парвати. Ганеша все время просил Чанди взять его и приложить к солнечному сплетению, чтобы она снова стала его любимой мамой — вспомнила, какой нежной, доброй и терпимой она была в облике Парвати. Но Чанди говорила, что нынче она может стоять за себя и никому не позволит увести мужа.

Манаса любила своего отца и даже однажды спасла его от смертельно опасного яда, который Шива выпил во спасение жизни на Земле. Однако Чанди продолжала упорствовать, отвергая полубогиню. В гневе Чанди выжгла ей глаз, а Манаса, в свою очередь, ядовитым взглядом заставила Чанди потерять сознание. Уставший от их ссор Шива принял решение оставить Манасу и отнести ее в отдаленное место. А чтобы ей не было одиноко, Шива создал из пролитых им слез раскаяния богиню-сестру Нету.

Ганеша и Сканда спокойно отнеслись к появлению еще одной сестры. Чанди не возражала, ведь она знала, что Нета не плод измены ее мужа. Чанди была рада, что ненавистная Манаса покидает наконец дом.

В отдаленном уголке леса, куда Шива отнес Манасу и Нету, сестры оставались недолго. В лесу было печально и скучно, и потому две девы вскоре покинули место своего приюта. Манаса отвела сестру в подземный город Бхогавати, где правил ее брат Васуки. Царь нагов тепло принял дев, и они поселились в его великолепном дворце, где было много радости и счастья.

Однажды к Васуки явился сам Брахма, чтобы предупредить его о страшных несчастьях, которые обрушатся на его народ. Царь Джанамеджая задумает истребить всех змей. Многие наги погибнут, а другие потеряют память и растворятся среди людей. Бхогавати будет заброшен, а его сокровища будут сокрыты на долгие годы. Но народ нагов не исчезнет навсегда, от полного истребления его спасет сын Манасы и мудреца-отшельника, давшего обет безбрачия.

Васуки поблагодарил великого бога и стал искать жениха для своей сестры. Простое ли дело, найти отшельника и убедить его нарушить обет. И велел Васуки искать по всему свету того, кто, нарушив клятву, готов будет стать мужем Манасы.

Много времени прошло, прежде, чем найден был такой жених — человеческий мудрец Джараткару, которого собственные предки, явившиеся в облике летучих мышей, убедили отступить от обета, дабы продолжился угасающий род. Джараткару не хотел отказываться от безбрачия, но перечить предкам он не мог. Соглашаясь на брак с Манасой, он поставил два условия: чтобы ему не нужно было заботиться о пропитании жены и детей и чтобы жена ни разу не доставила ему неудовольствия. И Васуки согласился содержать свою сестру, а Манаса пообещала не перечить мужу.

Манаса не горела желанием выходить замуж за Джараткару, но ради рождения сына — спасителя народа нагов, она согласилась на этот брак. Ведь от нее
зависела судьба всего змеиного народа. Она непременно должна была постараться как-то задобрить мужа и родить от него сына, который сумеет прекратить ужасное жертвоприношение, задуманное царем Джанамеджайей.

Весть о том, что Манаса собралась замуж, дошла до Кайласа. Васуки позвал на свадьбу Шиву, его многоликую супругу, Ганешу и Сканду.

Все гости с Кайласа были размещены в роскошных покоях дворца Васуки. А самые лучшие покои достались Шиве и Чанди — отдельно друг от друга.

Накануне свадебной церемонии Васуки позвал к себе Нету и попросил ее об одной услуге. Он показал ей точную копию Атман-амулета, что хранился у Чанди, и попросил подменить ею оригинал, который Чанди по просьбе Васуки привезла в Бхогавати и хванила в своем ларце.

Нета возмутилась. Она не понимала, зачем это нужно Васуки, но обворовывать мачеху она не собиралась.

И тогда Васуки возмущенно рассказал Нете, сколько обид претерпела его сестра Манаса от Чанди, когда на Кайласе. Васука со знанием дела манипулировал чувствами Неты, и она поддалась, согласившись на подмену.

Однако, едва расставшись с Васуки, Нета поняла, что поступила неправильно. Но вместо того, чтобы снова спорить с царем, она решилась на хитрость. Она решила оставить Васуку ни с чем.

Нета отправилась к лучшему ювелиру Лочану и попросила его сделать копию с копии амулета, что дал ей Васуки. И Лочан на удивление быстро сделал для нее такую копию.

Нета так переживала из-за недостойного поведения Васуки, что ее состояние заметил Сканда. Он спросил сестру, что ее беспокоит. Нета не могла никому признаться в том, что ее подговорили обворовать мачеху, поэтому она, не подумав, сказала Сканде, что ее расстроили плохие слова Васуки о Чанди. Зря она это сделала. Узнав о лицемерии Васуки, Сканда пришел в ярость и пообещал разобраться с царем нагов.

Чанди, которая недолюбливала Манасу, не упустила случая испортить своей падчерице первую брачную ночь. Она посоветовала Манасе в качестве ожерелий использовать змей, а после подкинула в комнату молодоженам лягушку. Завидев жертву, змеи тут же начали охоту, смертельно напугав жениха.

В ту ночь во дворце Васуки проснулись все, включая Шиву. Чанди, сделав пакость падчерице, вдруг вспомнила о гневе Шивы. Проснувшись от шума, он запросто мог впасть в состояние гнева. Тогда Чанди прибежала в покои Шивы успокаивать его. Покои Чанди опустели, и именно этим воспользовалась Нета, чтобы проникнуть внутрь. Она подменила настоящий Атман-амулет копией Васуки, а потом быстро вернулась к себе. Пробегая через внутренний зал, она слышала приближающиеся крики и брань. Чтобы не быть замеченной, она спряталась в покоях Сканды.

Следом за руганью последовала драка. Нета выглянула в центральный зал и увидела Сканду, который, расшестерившись, наносил своими двенадцатью кулаками удары по извивающемуся змеиному телу Васуки. Гладкая чешуйчатая кожа позволяла смягчать удары — мощные кулаки дэва скользили в сторону, но он был яростен и настойчив, а значит, наверняка доконал бы царя, если бы не Ганеша, который пришел из покоев Шивы и разнял дерущихся.

После этого Сканда вошел в свои покои и застал там Нету. Ей пришлось сказать брату, что она прогуливалась по центральному залу и испугалась драки.

Потом все успокоились и вернулись в свои комнаты. Все, кроме Джараткару.

Джараткару в ужасе выбежал из дома и готов был уже отказаться от жены. Он вновь отправился в странствие, но через несколько дней был остановлен духами предков, которые вновь напомнили ему о своей воле — последний представитель рода должен оставить потомство. И Джараткару вернулся к Манасе.

Нета же пришла к Васуки и вручила ему копию с копии Атман-амулета. Подлинник же она оставила себе на память.

После свадьбы Манаса, как и обещала, прилагала все старания, чтобы угодить мужу, служила отшельнику с преданностью и сноровкой. Нета сочувствовала своей сестре и ценила ее жертвенность и благородство.

Джараткару, как и подобает брахману, ежедневно совершал обряды, возжигая священный огонь жертвоприношения во славу Брахмы. Делать это следовало до заката солнца. И однажды случилось так, что, утомившись в своем служении Брахме, Джараткару уснул, положив голову на колени Манасе. День клонился к закату, уже последние лучи сияли на горизонте, а брахман так и не возжег священного огня, что следовало делать с наступлением сумерек. Манаса не знала, как поступить. Джараткару нельзя было нарушать своих священных обязанностей, но разбудив мужа, она могла бы вызвать его гнев. Терзаясь сомнениями, Манаса все же сделала свой выбор. Обет мужа перед богами она сочла важнее. Пробудившись, Джараткару разгневался на жену. И как она ни объясняла и ни оправдывала свой поступок, он сказал, что покинет ее, ибо она нарушила уговор — ни в чем не доставлять своему мужу неудовольствие.

И Джараткару ушел, но предки более не останавливали и не беспокоили его, а Манаса более не терзалась, потому как свершилось то, ради чего был заключен этот странный брак. Манаса ждала ребенка — спасителя народа нагов.

В назначенный срок на свет появился Астика, которому было суждено в будущем возродить Бхогавати.

И вот царь Джанамеджая наконец собрал своё воинство и отправился в Бхогавати совершать обещанное жертвоприношение. Великий город нагов был хорошо защищен — все входы в подземные залы Бхогавати были завалены камнями, оставались небольшие тайные проходы, через которые наги держали связь с внешним миром. Жестокий царь Джанамеджай решил взять нагов измором. Прошло много месяцев, Бхогавати держался. Но вот Джанамеджай получил подкрепление, и город уже не мог устоять. Все каменные укрепления разлетелись в пыль. Войска Джанамеджайи ворвалась в истерзанный город. Но все надежды на разграбление сокровищ нагов развелись, как туман. Ни одного драгоценного камня, ни одного золотого украшения захватчики так и не увидели на подземных улицах Бхогавати. Разъярённые воины Джанамеджайи стали истреблять всех нагов и змей. В неравном бою погиб и сам царь нагов Васуки. Никому из защитников города не удалось выжить, но они успели спрятать и увести из города часть своих женщин и детей, которые обрели человеческий облик и стали неотличимы от людей.

Удалось бежать из города и Нете, которая использовала свои божественные чары, чтобы усыпить головорезов Джанамеджайи. Нета покидала Бхогавати — дурман сладостного сна. Она ушла далеко от священной горы Меру и забрела в одно из селений людей. И хотя, оказавшись в безопасности, Нета ослабила свои усыпляющие чары, каждый, кто видел её тогда, терял дар речи и не мог оторвать глаз. Среди очарованных богиней оказался и молодой человек по имени Арджун. У него уже был богатый дом, жена и дети, но он оставил семью, не в силах совладать с чарами Неты. И напрасно его жена пыталась остановить главу семейства. Арджун, словно потеряв разум, шел вслед за дочерью Шивы.

Нета и Арджун уединились в долине прекрасной реки. Проезжавший мимо озорник Кама сыграл с ними шутку. Богиню и молодого человека связали узы любви. Когда же чары Неты развеялись, Арджун вспомнил о своей семье и, раскаявшись, сбежал от спящий богини.

Когда Нета пробудилась, она увидела что возле неё нет Арджуна. Богиня была очень сильно опечалена и ушла далеко в лес. Нета не хотела никого видеть и переживала утрату дома и родных. Однажды она услышала грохот, идущий со стороны горы Меру. Это грозный демон Вирабхадра, посланный Шивой, крушил всё вокруг, отрезая пути к Бхогавати. И тогда Нета поняла, что пути назад нет. В тот же день Нета почувствовала, что ждет ребенка к от Арджуна.

Нета в печали она ходила по лесам, лугам и горным склонам. Она искала Арджуна, чтобы сказать ему, что скоро от него родит. И не было никого с ней, кому она могла бы поведать о своем горе. Не было ей и пути в Кайлас, она боялась гнева Шивы и неудовольствия Чанди оттого, что отец ее ребенка — человек. Тем временем Ганеша продолжал бродить вокруг Меру и искать своих сестёр. То ли не было их уже в этом мире, то ли пути слишком разошлись, но даже их следов не удавалось найти. И вот наконец Ганеша нашел Нету. Но и она не знала, где сейчас Манаса.

Нета призналась брату, что ждет ребенка от человека, и это расстроило Ганешу. Нет, его не смущал полубог, рожденный его сестрой. Он просто знал, что в семье Шивы за ним не признают тех же прав, что за другими детьми. Дитя Неты будет несчастным. Другое дело, если полубог останется среди людей. Его волшебные способности, унаследованные у богов, принесут ему богатство и счастье. Потому Ганеша посоветовал Нете оставить новорожденного в какой-нибудь состоятельной семье, а потом вернуться на Кайлас. Ганеша ушёл печальный, но оставил сестре камушек, который указывал ей путь на Кайлас. Прошло несколько месяцев, и Нета родила девочку, а через несколько дней после ее рождения Нета пришла в какое-то селение, обняла дочку в последний раз и оставила на пороге богатого дома. А в пеленке с малышкой Нета оставила тот самый Атман-амулет, что некогда забрала у Чанди, вынув из него самый большой камень в форме сердца. Пусть он принесет ей счастье. Когда-нибудь он поможет Нете отыскать свою дочь. А потом, воспользовавшись камнем Ганеши, Нета поднялась на Кайлас. Там она встретила Шиву, опечаленного пропажей Манасы, его жену Чанди, самого Ганешу и Сканда.

Спустя годы Нета захотела найти свою дочь, но она не помнила, где находится тот дом, в котором ее оставила.

Шива желал найти свою потерянную дочь и не раз напоминал Сканде и Ганеше о Манасе. Ганеша иногда спускался с Кайласа к людям, но безуспешно. Сканда тоже ускал, но не Манасу... Однажды Нета услышала разговор Чанди и Сканда. Чанди обнаружила что Атман-амулет в ее ларце — подделка, и думала, что его украла Манаса. Ей нужно было найти падчерицу, чтобы вернуть подарок Шивы, и она велела Сканде, который особенно привязан был к матери, заниматься поисками Манасы.

Поиски затянулись на годы.

Однажды Сканда вернулся на Кайлас и рассказал удивительные вещи.

В селении Андхра готовится свадьба Рохана и Пратимы. Невеста каким-то образом связана с пропавшей дочерью Шивы, возможно, является ее дочерью, ведь у нее оказались украшения пропавшей богини. А это значит, что на церемонии может появиться сама Манаса.

Нета усомнилась в том, что Сканда так хорошо помнил украшения своей сестры, тем более, что носила она в основном драгоценности из сокровищ нагов. К тому же, сокровища эти, как известно, пропали после падения города, а значит, появиться они могли у кого угодно. Сканда не мог не понимать, что по найденным изумрудам и алмазам вряд ли можно было опознать сестру или ее дочь. Значит, речь могла идти о какой-то особой ценной вещи. И Нета догадывалась о какой.

Чанди была уверена, что Атман-амулет взяла Манаса, потому и говорила именно о ней. Но если Сканда нашел именно этот амулет, значит владела им именно дочь Неты. Нета решила непременно пойти на ее свадьбу.

Нета уже собиралась спуститься к людям, когда увидела радостного Ганешу, который спешил к Шиве, и заинтересовалась, что произошло. Она подошла поближе комнате отца и услышала разговор. Ганеша сообщил радостную новость о том, что нашлась любимая сестра Манаса. Нета была счастлива, но также она узнала и о том, что Манаса потому не возвращалась столько лет на Кайлас, что потеряла память. Ганеша попросил у Чанди а Амулет, чтобы излечить сестру.

И тут Нета похолодела, ведь это она на сама много лет тому назад украла Атман-амулет у Чанди, а затем передала своей дочери. Неужели сестра Манаса так никогда и не вспомнит, кто она.

Ганеша и Чанди вышли от Шивы и увидели Нету.

— Сестра! — воскликнул Ганеша. — Ты знаешь, что Манаса нашлась?

Нета с радостью кинулась ему на шею.

— Ганеша, мне нужно тебе кое-что сказать, — шепнула Чанди и отвела его к себе в комнату.

Нета прильнула к двери и обратилась в слух.

Когда закрылась дверь, Чанди тихо произнесла:

— Я не могу тебе сейчас дать Атман-амулет. Он сейчас у Сканда.

— Но зачем же ты его ему дала?

— Я дала Сканду Атман для того, чтобы он искал Манасу, — соврала Чанди. Атаман-амулет дает возможность вспоминать прошлые жизни. И если кто-то, кто мог бы что-то сообщить о Манасе, уже мертв, то, возможно, в новом перерождении он вспомнил что-то ценное для нас.

— Ты очень мудро поступила, — сказал Ганеша. — Тогда нам нужно найти Сканду.

Весь этот разговор услышала и Нета. Она знала, что амулет когда-нибудь приведет её к дочери, и потому она решила спуститься вниз к людям и найти Сканду.

Нета отыскала Сканду уже после того, как с ним переговорили Чанди и Ганеша. Брат выглядел ужасно расстроенным и разочарованным. Нета попросила его еще рассказать, все, что он знает про Атман-амулет, и Сканда повторил:

— Ко мне подошла девушка. Она утверждала что у невесты, которые сегодня выходит замуж, есть подлинный амулет в шкатулке. Девушка взялась его мне принести, обменяв на поделку. Я ей даже за это пообещал расстроить свадьбу, потому что, как это часто вводится, жених и невеста не хотят вступать в брак. Но девушка меня обманула, не пришла и ничего не принесла. Сейчас подлинный Атман-амулет находится в шкатулке в этом доме.

Нета решила перехватить амулет до того, как он попадет к Чанди, и поспешила к дому невесты, возле которого стоял огромный ездовой слон.

Приблизившись к воротам, она услышала жуткие крики множества людей.

Нета проникла в дом Ману через малые ворота, когда переполох, вызванный нашествием змей только начался. Она оказалась во внутреннем дворике женской половины дома. От основного двора его отделяла небольшая пристройка с решетками на окошках. Нета подумала, что именно там скорее всего хранятся ценности семьи. Пока двор был полон змей, туда трудно было пройти. Змеи ползли широким потоком к центральному залу, где происходила свадебная церемония. Но вдруг что-то изменилось, и змеи поползли вспять в три разные стороны. Один из этих потоков почему-то направился в эту маленькую пристройку. Это заинтересовало Нету, и она уже хотела войти внутрь, но увидела, что змеи внезапно решили покинуть это помещение. Вслед за ним выскочила девушка и смешалась с общей толпой.

Зато это позволило Нете войти в пристройку и посмотреть, что там находится. Внутри оказалось две комнаты. Нету поразило, что дверь во вторую комнату была открыта, несмотря на то, что там явно находились ценности семьи. В хранилище наблюдался некоторый беспорядок. Все шкатулки и ларцы стояли неровно. Внимание Неты привлекла небольшая шкатулка, в которой явно что-то находилось — при встряхивании было слышно, что там что-то гремит. Ключей у Неты, разумеется, не было, потому она взяла шкатулку целиком и двинулась к выходу. Из первой комнаты пристройки, как увидела во дворе приближающуюся Чанди. Возможности незаметно вынести шкатулку у Неты не было. Поэтому она очень быстро спрятала её стоящий в комнате глиняный горшок.

— А ты что здесь делаешь? — воскликнула Чанди, увидев Нету.

— А я пришла на свадьбу, чтобы увидеть свою сестру. Все говорят, что Манаса нашлась и она где-то здесь.

Чанди только хотела что-то ответить, но в этот момент появилось Нанда, хозяйка этого дома. Она была чрезвычайно расстроенной и даже подавленной. Строгим и трагическим голосом она пригласила Чанди и Нету пройти в зал.

По приглашению Шандара все собрались и стали ждать решения родителей жениха и невесты. И если Иша и Арджун ни на чем не настаивали, то Нанда и Шандар были категорически против продолжения церемонии.

— Наша дочь Пратима не выйдет замуж на Рохана. Это неугодно богам.

Брахман кивнул головой, сказал, что поддерживает это решение, и ушел.

Когда после объявления воли родителей Нета вернулась в хранилище, никакой шкатулки она уже не нашла.

***

А утром над Андхрой и окрестностями разнесся громогласный голос Шивы.

— Найдите мне Атман-амулет! Я покараю того, кто мне его не отдаст.

 

 

 

Страшые тайны: 1) Похищенный Атман-амулет, 2) общая с Ганешей: Рожденная и оставленная девочка

Чужая тайна: то, что Сканда по просьбе Чанди ищет Манасу ради амулета.