Навигация

Навигация

Девушка с веслом. В Петропавловской крепости ее можно увидеть на крыше Ботного дома, построенного для хранения Ботика Петра I. Покровительствует судовождению.

Петропавловская крепость — сердце Санкт-Петербурга. Именно здесь, на Заячьем острове Петр Первый велел заложить крепость, а рядом с ней, на соседнем острове, стали расти первые городские кварталы.

В Петропавловской крепости есть одна особенная постройка — Ботный дом, где хранится ботик Петра I (вернее, его копия). Этот небольшой кораблик — уменьшенная модель крупного парусника, которую юный Петр некогда нашел в сарае у своего двоюродного дедушки. Именно на ботике он учился судовождению и загорелся мечтой о мореплаваниях. Впоследствии, осуществив эту мечту, построив мощный Российский флот и вернув России выход к морю, Петр вспомнил о своем ботике и определил ему самое почетное место. На всех морских парадах он объезжал строй на своем старом корабле из далекого детства. 

Ботный домик для “дедушки русского флота” построили уже после смерти Петра. С некоторых пор его крышу венчает статуя полуобнаженной девушки с веслом. Это Навигация. В Потаенном Петербурге это очень милая, но ветреная девушка, одна из обитательниц Петропавловской крепости. Весло, которое она держит, волшебное. С помощью него можно управлять волнами и водными потоками, менять их направление, ускорять или замедлять. Навигация (для друзей — Нава) держит его и не отпускает. 

Раз в год Петр I (Медный всадник, а не тот созданный Михаилом Шемякиным Петр из Петропавловской крепости) устраивает для обитателей Потаенного Петербурга грандиозный праздник, и на нем Навигации отводится одна очень важная роль — подогнать ботик к Сенатской площади, где на его борт торжественно взойдет Петр.

 

Феерия белой ночи

Феерия белой ночи устраивается каждый год на пике лета, в самую короткую ночь, в лучших традициях празднеств петровской эпохи — с музыкой, салютом из петропавловской пушки и фейерверками. На это восхитительное и торжественное действо приглашаются все обитатели Потаенного Петербурга, но все же главные его участники — все реки, речушки и каналы Северной столицы. Санкт-Петербург — порт у выхода в море, однако традиционно это не столько морской, сколько речной город.

Нева — главное действующее лицо праздника. Она подлинная хозяйка этих мест, наделенная характером и душой. В Потаенном Петербурге все духи, образы, существа и сущности могут иметь человеческое тело, потому и Нева предстает в облике величественной молодой красавицы в костюме петровских времен. Но и ее родственники: рукава, притоки, каналы и канавки — также блистают на праздники. Самые озорные из них участвуют в грандиозных гонках на гиппокампах — полуконях-полурыбах. Соревнования эти устраиваются между стрелкой Васильевского острова, Петроградской стороной и левым берегом, и целые толпы собираются на набережных, чтобы узнать победителя.

Праздник начинается обычно в полночь, когда Медный всадник сходит со своего коня, спускается с Гром-камня и поднимается на борт своего любимого Ботика, который ему подгоняют из Петропавловской крепости. Все это время гремят фейерверки, а с набережной долетают радостные крики: “Виват!”

Праздник на воде длится до утренней зари, то есть до половины четвертого утра, но и после восхода веселье не прекращается.

 

21 июня, днем, Навигация стояла на Соборной площади в предвкушении ночного праздника. На ней лежала большая ответственность — правильно направлять веслом течения в Большой Неве, чтобы Ботик благополучно доплыл до Сенатской площади.

Вдруг она услышала за спиной громкие крики: 

— Отпустите меня, я ни в чем не виновата, — кричала какая-то бледная и худая женщина в широкой рубахе.

— Ты, Кикимора, виновата в том, что сбежала из моей тюрьмы, — громогласно возвещал Петр.

Навигация сразу вспомнила легенду о Троицкой церкви и обитавшей в ней Кикиморе, а также о не сбывшемся пророчестве, что “Петербургу пусту быть”. 

Следом за Петром бежал заяц Арсений и только подзуживал Петра:

— Так ей, так ей и надо!

Навигация, конечно, лично не была знакома с Кикиморой. Она родилась намного позже тех далеких событий и не знала, кто прав, а кто виноват, но эта сцена выглядела так некрасиво, что все симпатии Навы были на стороне этой несчастной женщины. И все же против начальника крепости — шемякинского Петра она пойти не могла.

Спустя час в крепости появился еще один персонаж — девушка-сфинкс по имени Тамам.

— Нава, дорогая, скажи мне, не слышала ли ты о новой узнице Тюрьмы Трубецкого бастиона?

— Да-да, — оживилась она. — Об этом все в крепости только и говорят. Его величество поймал Кикимору. Ту самую, что водилась здесь 300 лет тому назад. Ту самую, от которой “Петербургу пусту быть”.

— Она ни в чем не виновата. Она пришла спасти наш город от темных сил.

— Да, говорят, именно это она и сказала Петру. Это правда?

— Правда, я ей верю. И нам нужно ее освободить, она нам поможет. Но я не знаю, как это сделать.

Навигация задумалась.

— Ты  помнишь, была такая картина “Княжна Тараканова”? — загадочно улыбнулась Нава.

— Там где Тараканова в тюрьме с крысами? — вспомнила Тамам.

— Там очень много воды… И это главное.

У Навигации в голове родился план. Тамам ждала подробностей, но Нава со все той же загадочной улыбкой сказала: 

— Подожди меня на Стрелке Заячьего острова, и я приведу тебе Кикимору.

Тамам послушно вышла за пределы крепости, и действительно, не прошло и получаса, как Нава вернулась вместе с Кикиморой.

Навигация знала, что из бастионов Петропавловки никто не сбегал, но ведь можно попробовать, особенно, когда в твоем распоряжении есть волшебное весло, управляющее водами.

Нава обошла Трубецкой бастион со стороны пляжа, а затем принялась веслом подгонять к крепостной стене воду. Эта искусственная нагонная волна, подобно той, что каждую осень поднимает воду в Финском заливе и Неве, стала подниматься все выше и наконец хлынула через стену бастиона, затапливая тюремный дворик и казематы. Вода все прибывала и прибывала. Где-то там среди надзирателей и охранников должна была уже подняться паника, но вряд ли вода могла напугать Кикимору, для которой болота — родная стихия. 

Нава умело управляла веслом, стараясь, чтобы искусственное наводнение приобрело исключительно локальный масштаб. Вода забывала законы физики, находясь под властью весла. Да и какие могут быть законы физики в Потаенном мире. Когда уровень воды поднялся достаточно высоко, Нава, сама перемахнула через стену и стала звать Кикимору.

— Кика! Эй, Кика!

Та, вскоре отозвалась. Она висела, прицепившись к высокому окошку камеры, в которой вода подступала к потолку. Еще немного — и захлебнется.

— Эй, Кика, ты боишься воды? 

— А ты как думаешь? Я не рыба, под водой не живу.

— Ну, извини, — пожала плечами Навигация и выломала веслом решетку. Решетка, к счастью, помнила физику и закон рычага. 

Нава за волосы вытащила Кикимору из камеры, а потом со сходящей волной опустилась вниз. Искусственный паводок отступил, и Нава с Кикой оказались на пляже.

— Спасибо, что ты меня освободила и поверила мне, — сказала освобожденная Кикимора. — Я не хочу зла Петербургу.

— Ты пришла, чтобы защитить нас от каких-то враждебных сил? — спросила Навигация.

— Самой мне может не удасться, но ты могла бы мне помочь. У меня есть два знака, которые нужно начертить, если темные силы появятся. Один защищает от темных сил, особенно из загробного мира, а второй закрывает врата между мирами. Эти знаки надо начертить на земле или на стене, а потом произнести придуманное слово, но так, чтобы никто не знал. Потому что  этим словом замки можно открыть обратно.

И Кикимора отдала Навигации листки с магическими иероглифами, которые получила от Ши-Цза. Вода намочила бумагу, но рисунок остался цел.

Кикимора была совсем мокрая, но на пляже грело солнце, и одежда быстро высыхала. 

— Как это тебе удалось меня вызволить? — спросила Кикимора.

— Волшебное весло, — ответила Навигация. — Нагоняет любую волну.

На Стрелке Заячьего острова их ждала Тамам. Удивительно, но сюда большая вода от весла не дошла. Выходит, и правда весло было волшебным.

Девушка-сфинкс хотела расспросить Кикимору, но Нава не позволила, сказав, что сама уже все знает.

После ухода Кикиморы Навигация и Танана устроились на пляже у самого берега.

— Я уже знаю, как остановить нашествие злых сил.  — сказала Навигация. — Здесь нарисованы два знака, — она помахала в воздухе листками промокшей бумаги. — Их нужно начертить, если темные силы появятся. Один защищает от темных сил, особенно из загробного мира, а второй закрывает врата между мирами. Эти знаки надо начертить на земле или на стене, а потом произнести придуманное слово, но так, чтобы никто не знал. Потому что  этим словом замки можно открыть обратно.

Если духи из подземного мира действительно выйдут, мы их остановим.

Навигация дала Тамам перерисовать магические иероглифы, но пообещала Тамам, что сама займется установкой защиты против духов Вамматар. Расставшись со сфинксом, она направилась на левый берег, где на Заставе стояли полумертвые сфинксы Шемякина. Этим сторожевым девушкам-львам было бы сподручнее следить за появлением духов из преисподней. А у нее, Навигации, к сожалению, другие планы на вечер — праздник.

Нава передала листки с иероглифами Валанте и объяснила, как ими пользоваться. Та без слов взяла и согласилась их применить. К сестре присоединилась и Абриана, также пообещав держать ухо востро. После этого Нава вернулась в Петропавловку.

 

В полночь над водной гладью Потаенного Петербурга вспыхнули огни фейерверков и заиграла музыка. Началась феерия. Ботик Петра I уже стоял на набережной, ожидая  начала праздника. В тот момент когда прогремел салют, Навигация опустила весло на водную гладь и подняла волну, направляя любимый корабль императора к набережной у Сенатской площади. Всё шло по плану, также как и в прошлые годы. А Пётр I (не Медный всадник, а тот, что волей скульптора Шемякина сидит на троне возле Петропавловского собора), стоял на берегу, с грустью наблюдая уплывающий ботик.  Главным на празднике был “кумир на бронзовом коне”, а шемякинскому Петру оставалось лишь следить за порядком в Петропавловской крепости. Ангел со шпиля Петропавловского собора парил над водной гладью, освещая невский простор светом своих золотых крыльев.

А затем со стороны Васильевского острова прилетел грифон, а с ним девушка, одетая в современную одежду, в которой Навигация с трудом узнала Кикимору.

— Ты не одолжишь мне эту волшебную штуку, с помощью которой ты меня из камеры вытащила? — попросила она.

— Нет, извини. Без этого весла я как без рук.

Кикимора еще пару раз попробовала выпросить весло у Навигации, но также безуспешно. 

Они едва дошли до Никольских ворот, когда навстречу им выбежала запыхавшаяся Абриана. 

— Там, на Сенной площади творится нечто невообразимое, — сказала она. — Как будто треснули границы между мирами. Я хотела их закрыть, а получилось наоборот.

Навигация только пожала плечами. И тут вмешалась в разговор Кикимора:

— А как ты их закрывала?

Абриана вопросительно посмотрела на Кикимору.

В этот момент прибежал заяц Арсений.

Заяц покосился на незнакомку.

— Вы меня не знаете? — сказала Кики. — Меня зовут Жанна. Меня позвали на праздник.

Нава только хихикнула.

— Вы слышали, тюрьму во второй раз за сегодняшний день затопило, — затараторил заяц. Наш царь в ярости. Раскольников сбежал. Убийца с топором. 

Сказав это, Арсений умчался.

— Может, Жанна посмотрит, что произошло на Сенной, она должна разобраться  — сказала Навигация. — я бы и сама к вам присоединилась, но мне надо быть здесь, на празднике.

Абриана посмотрела на Кики с недоверием, но посадила ее себе на спину и помчалась обратно на левый берег.

Навигация вернулась на стрелку Заячьего острова и обнаружила, что весло пропало. Она принялась его всюду искать, а даже ныряла в воду, но волшебный инструмент бесследно исчез.

— Что же это такое, — едва не плакала Нава. — Я же его никогда из рук не выпускала. 

 

СТ: Освобождение Кикиморы и затопленная тюрьма.