Оранжевый Верблюд - Нравы и обычаи Сарахона

Добро пожаловать в Сарахон!

 

Слушай, о путник, песнь о земле Сарахонской, иногда сухую, словно песок её пустынь, а иногда радостную, словно зелень её плодородных горных долин.

 

Давным-давно в Сарахоне люди поклонялись нечестивым пери и дэвам , ахурам и гулям, едва ли не а каждом городке и кишлаке был свой «покровитель», распри раздирали страну. Потом страну накрыло чёрным крылом власти кровожадной Дурги, да будет проклята она во веки веков! Но наступили и благословенные времена: несколько сотен лет назад Пресветлый Иллах взял Сарахон под своё покровительство. Долго боролся он с проклятой Дургой, много времени потратил, объезжая просторы Сарахона на своём ишаке.

 

 

 

Наступили в стране мир и благоденствие. С тех пор часы и ишак — символы Пресветлого Иллаха. В каждом городе есть один Минарет-С-Часами — первые такие часы, необычные, механические подарил эмиру Насрулле каллигийский мастер.

 

Жители Сарахона терпимо относятся к тому, что иноземцы поклоняются своим богам: кто-то Мудре, кто-то Исе, но для сарахонца нет другого бога, кроме Иллаха, иначе проклят будет отступник. Так же отступником считается любой, кто попытается сравниться силами с Иллахом, выискивая пути для обретения силы с помощью волшебства и нечестивых джиннов.

 

Сам Иллах защищает Сарахон: с севера, запада и востока укрыт он от врагов высокими Шаньскими горами, а с юга — Жаражским морем. На северо-востоке есть горный перевал, через который открыт путь в чудесную и необычную страну Кофай. На юго-востоке путь воинственно настроенных соседей преграждает полноводная река Кама.

 

 

Впрочем, несколько сотен лет назад эмир Сарахона заключил мир с ханом Гулистана и женился на его дочери. Жаражское море, омывающее Сарахон с юга, тоже не даёт подойти врагам: берега его скалисты и неприветливы, а прибрежные воды слишком мелки. Лишь в одном месте могут пройти крупные корабли: узкий фарватер ведёт прямо к устью самой большой реки Сарахона — Чопкира. Именно там расположена пышная блестящая столица страны — Великолепный Аканабад. Эмирский флот защищает его.

 

 

Высоко в Шаньских горах лежит снег, который питает множество горных рек. Сразу за снегами природа ещё сурова, растут там только горькие травы, которые годятся в пищу лишь горным козлам, забирающимся в такие высоты, да время от времени снежный гриф залетит в поисках поживы. Зато сюда забираются отважные старатели, моющие золото.

 

Ещё ниже травы уже обильны и сочны, растёт орешник и ива, тут уж и зверю с птицей раздолье: множество мелких птах обитает тут, привольно куропаткам, есть пища и для джейрана, и для зайца, и для даже кабана, в реках плещется рыба, а значит и волку с медведем пожива есть. Пришёл в эти края и человек: трудно тут жить, природа сурова, но жители горных кишлаков держат стада овец и коз, охотятся, рыбачат и долей своей довольны. Есть в Сарахоне и несколько рудников, где добывают серебро. Находят и бирюзу, и оникс, и даже сапфиры.

 

Привольные плодородные горные долины раскинулись ещё ниже: вода горных рек и озёр да щедрое яркое солнце позволяют выращивать здесь любые фрукты или овощи. Но два самых больших богатства Сарахона — это известные на весь мир кони и бархат да шёлк из этого, богатого обширными пастбищами и шелковичными плантациями, края. 

 

 

Чем дальше от гор, тем суше. Тяжелее тут жить человеку. Зато раздолье для разных змей да пауков, а самый опасный враг — саранча, все посевы сожрать может. Но велик Иллах! Он дал сарахонцам гуанавов: ящериц со стрекозиными крыльями. Гуанавы обладают жгучей слюной, способной расплавить что угодно, иногда могут и огнём полыхнуть, но используют эти свои возможности только для защиты или во время охоты, а охотятся они как раз на фаланг, каракуртов да саранчу. Жаль только не приручаются! Счастлив тот земледелец, на чьей земле поселился гуанав!

 

 

С Шаньских гор сбегает несколько рек, но только Чопкир добегает до моря. Увы, много воды требуется для полива обширных хлопковых полей, покрывающих долины в центре Сарахона. Сетью арыков покрыта эта местность. Тяжёл труд хлопкоробов, но ещё одно богатство Сарахона — ткани из хлопка.

 

Ещё южнее земля Сарахона становится пустынной. Весной зацветает пустыня: красота такая, словно сам Иллах поцеловал эту землю! Но недолга красота пустыни и вскоре остаются только саксаул, астрагал да емшан. Мелочи всякой и этого хватает: грызуны да насекомые тут плодятся обильно, а пауки, ящерицы и степные коты на них охотятся. Человеку же тут жизни нет: только в редких оазисах и на берегах Чопкира почвы плодородны, климат благословенен и растут города да кишлаки. Иногда Иллах гневается на своих детей и насылает самумы или землетрясения. Бывало, так гибли целые города... 

 

 

На берегах Жаражского моря жарко, пресная вода — только в источниках, но море кормит своих жителей и вдоль побережья выросли городки и кишлаки.

 

Богат, богат наш край! Бешотские кони, иваншийские расписные шёлковые и хлопковые ткани, узорчатые ковры, золотые и серебряные украшения из Бустона, курительные смеси, кожа шерсть, курдючные овцы, фрукты — всем этим Сарахон щедро делится с соседями и дальними странами.

 

 

 

 

 

 

Из Кофая в наш край и через него к морю везут рис, чай, косметику, тончайший расписной фарфор, бумагу. Из-за моря привозят купцы пеньку и железо, у них же эмир Сарахона закупает корабли для своего могущественного флота. Торговля процветает, но путь через страну от горного перевала до моря один: вдоль реки Чопкир — в других местах почвы не столь плодородны, а на юге и вовсе безлюдны и безводны.

 

Звездочёты, землемеры и математики Сарахона и сопредельных стран искусны в составлении карт, как земель и морей, так и звёздного неба. Придуманы ими и способы исчисления времени. 

 

Например, годы меняются в течение двенадцати лет. Мудрецы рисуют значки, обозначающие годы, в круге. Барана сменяет Вол, Вола — Птица Рух, её — Водяная Змея, потом идут Лев, Женщина, Весы, Скорпион, Лучник, Козёл, Флейтист и Рыба. Каждый год посвящён стихии Огня, Земли, Воздуха или Воды. Если соединить все годы, посвящённые одним и тем же стихиям, то получится четыре треугольника, образующие двенадцатилучевую звезду — Астру Сулеймана. 

 

Подобным же образом год делится на двенадцать месяцев: Сойки, Черепахи, Кабана, Крысы, Буйвола, Льва, Тушканчика, Гуанава, Альхаий, Верблюда, Козы и Форели.

 

Сутки делятся на две половинки, но каждая из них тоже состоит из двенадцати часов. После полуночи наступает час Змеи, затем — Совы, Шакала, Косули, Пустозвонки, Петуха, Орла, Фенька, Рыбы, Кувшина, Коня и Льва. В полдень приходит время Кубка, Розы, Быка, Козы, Ишака, Тигра, Серны, Жасмина, Паука, Суслика, Седла и Филина. Каждый час делится на шестьдесят минут. Днём время можно определить по солнечным часам, которые есть в каждом дворе и на каждой площади, ночью — умельцы определяют по звёздам. Минуты можно засечь с помощью песочных часов. Каллигийские мастера привозят диковинные механические часы, но это очень дорогое удовольствие и используют большие часы только для украшения Минаретов-С-Часами. Деньги на такую покупку, как правило, собирают всем городом. Часы устанавливают на самый высокий и красивый минарет, они бьют каждые три часа, начиная с полуночи, и бой их слышен во всё городе. А тот, кто стоит близко, видит стрелки и цифры и может назвать самое точное время.

 

Разнообразна одежда жителей Сарахона. 

 

Женщины носят свободные платья с длинным рукавом и шальвары длиной до середины голени. Тончайшие иваншийские ткани как нельзя лучше подходят при жаркой погоде. На ногах — туфли без задника. Прославленная ювелирная мастерская Надира из Бустона — гордость нашей страны, и все женщины обожают украшения из золота, серебра и драгоценных камней. На выход женщина покрывает голову, а иногда и укутывается полностью аль-шайлой: широким длинным платком, который может быть как полупрозрачным — только на волосы и плечи, так и плотным, тёплым, для пожилых женщин, которые чтят традиции предков, или просто для прохладной погоды. Жительницы северных районов, особенно предгорий и гор, обязательно имеют ватный халат, шерстяную или меховую накидку, они обязательно вяжут себе и своим мужьям тёплые шерстяные чулки.

 

Мужчины носят короткие просторные рубахи, длинные, до середины голени халаты, широкие пояса, в которые можно положить кошель, и шальвары. На голове обязательны тюбетейка и намотанная на неё чалма - белая у духовников и власть имущих, других цветов - у остального люда, куфия или меховая шапка. Мужская обувь - короткие мягкие сапоги. В горах также носят ватные халаты, чекмени и даже шубы.

 

Цвета одежды разнообразны, но старшее поколение предпочитает тёмные оттенки.

 

История Сарахона непроста: были и междоусобные войны, и вражда с Гулистаном... Это отставило свой отпечаток на том, как тут принято строить: каждый дом, будь то роскошный эмирский дворец или маленький караван-сарай, имеет глухие наружные стены, двери и окна выходят только во внутренний дворик. Если же домик совсем мал, то по крайней мере он обнесён высоким забором. Когда хозяин уходит из дома, двери и ставни на окнах он запирает на надёжные заяндские замки. Обычно же окна затянуты тонкой тканью, чтобы не летели назойливые насекомые, а богачи могут позволить себе цветные кофайские стёкла. В Сарахоне бывают землетрясения, поэтому высокие дома строят редко и внутренних лестниц не делают. Часто по периметру внутреннего дворика расположена арочная галерея — помимо того, что это очень красиво, это спасает от жары — на окна падает тень. Мечети и дворцы украшены айванами — просторными сводчатыми залами, выходящими во двор или на улицу. Даже у самого бедного человека за забором разбит небольшой сад или огород. Во внутренних дворах больших домов, караван-сараев, дворцов могут быть и хаусы — водоёмы, и фонтаны, и сады, всё на вкус и кошелёк владельца. Двор и улицы освещаются факелами, но в домах чаще используют масляные лампы или дешёвые жировые свечи.

 

В комнатах любого дома обязательно есть специальные ниши, где хранятся курпачи и подушки. Позволь, о иноземец, рассказать тебе, зачем они нужны. Сарахонцам не нужны столы, стулья и кровати, привычные жителям далёкой Эребии. Курпачи и подушки стелят прямо на пол — вот тебе и кровать, поставил хон-тахту, накрыл дастарханом — вот тебе и стол. Если трапеза происходит во дворе или в чайхоне, то тогда дастархан размещают посреди просторного топчана, укрытого всё теми же курпачами и подушками, а вокруг рассаживаются гости. Такие же топчаны могут стоять во дворе или даже на крыше — для тех, кто захочет отдохнуть на воздухе. Для хранения прочей утвари служат обширные сундуки и маленькие ларчики. Богатые жители нередко украшают стены знаменитыми иваншийскими коврами, серебряными зеркалами и прочей роскошью. В Сарахоне много грамотных людей. С караванами часто передают письма в другие города, поэтому в каждой комнате караван-сарая обязательно есть тушечница, перо и бумага.

 

У каждого дома есть свой добрый дух. Таким добрым духом в нашей стране считают серебристую змейку — альхайю. Альхайи часто селятся в домах, ловят мышей, насекомых, людей боятся, но хозяева часто ставят для них черепок с молоком в угол.

 

 

А базар! Наш сарахонский базар!!! Тысячи человек волнуются, гудят, торгуются, шумят, ряды переполнены, кричат зазывалы, вопят нищие, поют дервиши, скрипят арбы, ревут ишаки. Из харчевен расстилаются запахи, вызывающие слюнотечение, шёлка и бархат переливаются на солнце, играют узорами дорогие ковры, солнечные зайчики разлетаются от знаменитых сарахонских золотых украшений...

 

В жаркий базарный день от перебранки с торговцами непременно пересохнет во рту. Стакан воды у водоноса обойдётся в ярым-мыс. Если же захочется перекусить медовой лепёшкой или жареным пирожком - вынь да положь три мыса. Можно заглянуть в ближайшую чайхону, съесть косу плова и запить горячим чаем - два кумыша. Ну, а вечером, коли деньги есть, зайди, посиди, поешь, как следует, кальян покури, но тут уж два беш-кумыша оставишь...

 

О гость, а знаешь ли ты значение сарахонских монет? Расскажем тебе. В ходу девять монет: три медные, три серебряные и три золотые.

 

 

Медь — удел бедняков.

 

Чарак-мыс - четверть медяшки - совсем мелкая монетка, разве что нищему кинуть, ну, или дети копят, чтобы на десяток монет купить себе немного халвы или стакан шербета.

 

Ярым-мыс - полмедяшки, вдвое больше чарак-мыса. Двух-трёх монет хватит на пучок зелени или несколько пресных лепешек.

 

Мыс - медяшка - за пару монет можно нанять возницу, отвезти товар домой с базара. Вдвое больше ярам-мыса и вчетверо – чарак-мыса.

 

Серебрянные монеты также в ходу у простого люда.

 

Кумыш - серебряный - без двух-трёх таких монет на базаре делать нечего, и на них-то можно купить только снеди на день на одного человека, хотя умеющая торговаться, экономная хозяйка и двоих-троих накормит. Если же в семье много детей - бери на базар монету покрупнее...

 

Уч-кумыш - тройной серебряный, втрое больше кумыша. Заплатишь только за новые домашние туфли или небольшой браслет для жены.

 

Беш-кумыш - пятикратный серебряный, в пять раз больше кумыша. Уже серьезная монета. Хватит оплатить комнату в караван-сарае за день, а в скромном - и за два. 

 

Ну и наконец золотые монеты.

 

Оз-алтын - малый златник - за три-четыре монеты если как следует поторговаться, то можно накупить и изысканных яств, и гостинцы всей семье, и новый узорчатый халат, и даже вкусно поесть в харчевне и посмотреть представление. 

 

Алтын - златник - втрое больше оз-алтына. Если в кошельке звенит один алтын - купишь хорошую жирную овцу, пять-шесть алтынов – можно приглядеть себе ишака, а если десяток - то и рабочего коня, не абарского скакуна, конечно, там уж цены другие... Породистый кетинский жеребец стоит тридцать коп-алтын, а то и все шестьдесят. Ну, а про хорошего породистого верблюда лучше и не заикаться...

 

Коп-алтын — великий златник, самая большая монета. Впятеро дороже оз-алтына. Для среднего горожанина - целое богатство.

 

Нравы и обычаи страны Сарахон.

 

Припади же, о гость нашего края, к роднику мудрости и познай справедливые законы и издревле заведенные обычаи этого благословенного, хранимого Иллахом края.

 

Обычаи.

 

Как чистое озеро начинается из питающих его ручьев, так и человек начинается с семьи, и нет для него другой основы.

 

Сарахонский мужчина обыкновенно берет в жены одну женщину, но если позволяет его достаток и силы, то и несколько женщин может он привести в свой дом, и не будет ему осуждения.

 

Но беречься должен он своих желаний, ибо нет горшего горя для женщины, чем стать слишком близкой с мужчиной до того, как прочитают над ними священную Книгу, и станут они мужем и женой по закону. Позором покроет она главу свою, и семью свою, и никто не захочет больше с ней говорить, и быть ей презренной блудницей, или же искупить свой грех, бросившись с городской стены.

 

Мужчина же должен тогда принести в храм положенную жертву, испросить прощения у Иллаха и более не глядеть в её сторону, но не забывать, как соблазнила она его грехом и впредь не делать так.

 

Если же прочтена над двоими священная Книга и стали они мужем и женой по закону, то никому не под силу разлучить их, только смерти.

 

Если же так случилось, что муж у женщины умер, то она может снова выйти замуж после положенного срока, который должна пребывать в трауре, длина которому – год.

 

Пока же нет у женщины мужа и защитника, а также у незамужних дочерей её и малолетних сыновей её, то надлежит ближайшему родственнику-мужчине: отцу, брату, старшему сыну заботиться о них всех, чтобы не было им ни в чем ущерба.

 

Также и в случае, если муж и отец пропал без вести, попал в зиндан или же получил серьезное увечье, заботу о семье надлежит принять ближайшему родственнику–мужчине.

 

Единственное исключение, когда заботу о женщине берёт не родственник, - это ткацкая махалля Джамиля из Иванши. Фирманом предыдущего эмира, отца нынешнего, ткачу Джамилю разрешено брать под свою опеку незамужних женщин, как если бы он был их родственником. В махалле, кроме самого Джамиля нет ни одного мужчины, зато умелые и ловкие ткачихи не отвлекаются на суету семейной жизни и в работе весьма искусны.

 

Скромность и целомудрие – вот истинный алмаз, украшение для любой женщины, а потому, никак нельзя хоть нежной деве, хоть замужней женщине бесстыдно распускать волосы и выставлять их на всеобщее обозрение. Укутать ли голову плотной аль-шайлой или же накинуть полупрозрачную – на её выбор, но только девочка до 10 лет может бегать с вовсе непокрытой головой.

 

Так же следует избегать мужьям и женам показывать свои чувства на людях. Если кто увидит их объятья и поцелуи – будут они осквернены и нужно им принести жертву в храм и молиться об очищении, даруемом Иллахом душам, искренним в молитвах.

 

В отличие от суровых законов некоторых сопредельных стран, в Сарахоне, юношам и девушкам, мужчинам и женщинам позволительно разговаривать на улице и в иных людных местах и даже остаться наедине. Однако же тем, отцы которых уже уговорились о свадьбе, не следует встречаться и говорить и находиться вместе одним, без присмотра родственников. Этот древний обычай строго соблюдается и по сей день.

 

Если же мужчина коснется женщины, случайно ли или с намереньем ей помочь, то нет в том большой беды, если не было в том похоти или злого умысла.

 

Развлечения.

 

Тяжек и долог жаркий день, но на смену ему всегда приходит вечер – время отдыха и развлечений.

 

После заката зажигаются огни в чайхонах и кальянных, и тогда там можно купить не только чай и кальян с шишей, но и вино, а в кальян попросить забить хашеш. Однако, в умеренности – спасенье, Иллах не одобряет пьяниц и тех, чей разум излишне мутится от сладкого дыма.

 

Порядки в Сарахоне могут показаться кому-то слишком свободными, однако женщинам не запрещено посещение чайхоны, хотя старики и смотрят на это без радости.

 

 

Игры в Сарахоне не запрещены для развлечения, но когда солнце прячет свой лик, Иллах спит и не видит, как азарт затмевает людской рассудок. Этим пользуются многие мужчины, доставая колоды карт и раскладывая доски для игры в нарды, а то и просто стаканчик с гремящими в нем костями и с головой погружаясь в игру, надеясь обрести, а чаще – теряя звонкие монеты.

 

Одновременно с наступлением темноты зажигает свой фонарик городская блудница - обычно в городке она одна, или же несколько. И только в столице - как и во всём остальном, изобилие возможностей. Если блудница ждёт посетителей - фонарик светит зеленым, если занята - желтым: "ожидай, правоверный, если имеешь терпенье", а если нечиста или по другой причине не может сегодня принять посетителя - красным.

 

Особым успехом пользуются чайхоны, где есть музыканты. А уж если в город приезжают артисты – весь город сбегается поглядеть на их представления. Некоторые считают артистов жуликами и бездельниками, но большинство просто искренне радуется их приезду и скучает, если в город долго никто не заглядывает.

 

Законы.

 

Есть в Сарахоне свободные люди и рабы, но законы едины для всех.

 

Рабы есть только у богатых людей, так как стоят недешево. Раб может выкупить себя либо получить вольную у хозяина, ибо Священная книга гласит: «Рабов, которые готовы заплатить за запись о свободе, вы должны освободить, если вы знаете, что они честно выполнят то, что от них требуется и что они смогут это сделать. Вы должны помочь им в выполнении этого соглашения, уменьшая договорённую стоимость, или дать им деньги в виде очистительной милостыни или из того, что даровал вам Иллах как милость.»

 

Законы Сарахона мудры и справедливы, и дабы не обременять Вас чтением всех десяти Книг справедливости, расскажу только самое важное:

 

За воровство положено:

- попавшемуся первый раз провести от полугода до нескольких лет в зиндане, смотря по тяжести преступления;

- попавшемуся второй раз – каленым железом ставят клеймо в виде топора, чтобы ежечасно помнил он о том, что ожидает его, если дальнейший путь его не будет праведным, но не на таком месте, чтобы встретивший его мог указать пальцем и крикнуть: «Он – вор!» (клеймо ставится на бедре либо другом месте, обычно скрытом одеждой).

- попавшемуся третий раз – отрубают топором кисть левой руки, ибо два раза довольно, чтобы раскаяться.

 

За убийство, разбой, а также пиратство:

- положена смертная казнь, без права на помилование, если только не будет доказано, что человек был на пиратском судне или в разбойничьей банде пленником и действовал по принуждению. Метод приведения приговора в исполнение разнился от степени вины преступника. Вариантов множество, и все - одинаково неприятные.

 

Если кто силой принудит женщину быть с мужчиной, того бросают в зиндан, срок – в зависимости от обстоятельств дела. Но судьи зачастую, рассмотрев дело, обвиняют женщин, этот сосуд соблазна, и тогда незавидна их участь. Блудниц же этот закон не защищает вовсе, хотя во всём остальном они равны в правах, если вовремя платят налоги в казну, разумеется.

 

Если кто-то обманом выманит у доверчивого человека деньги или иные ценности, и это будет доказано, то такого лжеца надлежит бить палками на городской площади, число ударов – по решению городского наместника.

 

Торговля разрешена абсолютно всем, кроме государственных секретов. На любом рынке можно купить всё, что приглянется, взять хотя бы столицу: оружие (зайдите к Ахмеду – у него всегда найдете самые острые ширизские клинки), дурманящие составы (желтый шатер третий по левому ряду, Фарух ждет вас), прекрасную невольницу или раба (в порту спросите капитана Мардула).

 

Если торговец обманет покупателя, то тот может пожаловаться страже, и та сама разберется с нечистым на руку лавочником, так что до суда дело не дойдёт.

 

За появление в общественных местах в неподобающем виде: без одежды, в сильном опьянении можно попасть в зиндан на срок от трёх дней до половины месяца.