Королева Ядвига

Королева Ядвига

Супруга краковского правителя Владислава, мать принцессы Марысеньки. Серьезная и ответственная дама.

На высоком берегу Вислы, на Вавельском холме стоит королевский замок, а правят в нем король Владислав и королева Ядвига. Вокруг замка раскинулся старинный город Краков, основанный много лет тому назад князем Краком. В те времена в пещере под холмом обитал прожорливый дракон Смок, которому местные жители регулярно отдавали свой скот, потому как был он зверем плотоядным. Таков существовал уговор между Смоком и королем. Говорят, что если дракон не получал причитающегося ему мяса, то он уводил у людей самых прекрасных девушек. Что он делал с ними, представить себе страшно. Наверное, именно потому и не осталось никаких письменных свидетельств тех кровавых расправ над невинными созданиями.

Однако нашелся храбрец  — простой сапожник Скуба, который хитростью извел дракона, освободив жителей города от этого ужаса и обременительной дани. В награду он получил руку дочери Крака и влился в княжеский род, потомком которого и является король Владислав.

Произошла та история давно, четыре века назад, но легенда о тех событиях жива до сих пор. Краков с тех времен сильно разросся; пещеру, где жил кровожадный Смок, люди завалили камнями, а над ней, на вершине холма, возвели замок.

Королевство в котором правили Владислав и Ядвига считалось зажиточным и доходным, поэтому королева была несказанно горда тем, что ей удалось так удачно выйти замуж. В браке у них родилась принцесса Марыся, которой уже исполнилось 17 лет. Это означало, что принцессе пора выходить замуж. Король и королева решили найти для дочери достойного кандидата. Больше всех старался Владислав, составивший целый список неженатых монархов из разных стран света. Ядвига, возможно, не была лично знакома со всеми претендентами, но вела обширную переписку с королевскими домами близлежащих стран, поэтому она отлично знала, что из себя представляет каждый из женихов. Этот жених слишком толстый, а тот  — слишком длинный. Третий  — полный дурак и осёл, а четвертый  — слаб и хил. Ядвига отчаянно спорила с мужем, пытаясь убедить его, чтобы он не торопился с замужеством Марыси. Однако король настаивал: в 17 лет порядочная принцесса должна по крайней мере иметь жениха. Что же до неё самой, то, услышав подобные споры между родителями, Марыся заявила, что она вовсе не хочет выходить замуж. Дескать, не всем же принцессам идти под венец. Кто-то же ведь может выделяться из общей массы.

Ядвига не спорила и не переживала. Все принцессы капризничают, но все выходят замуж. Королева не сомневалась, что когда появится достойный кандидат, она сумеет уговорит дочь.

И вот Владислав наконец предложил достойную кандидатуру  — королевича Марко из одного балканского королевства. Ядвига слышала про него, что он красив, храбр и умен, а значит, может составить хорошую пару Марысе. Обменявшись несколькими посланиями, Владислав договорился с Марко, что тот прибудет в Краков и попросит руки принцессы. Ядвига была счастлива. Разговор с дочерью она решила отложить до появления королевича. Если он настолько хорош, как о нем говорят, то, возможно, Марысеньку даже не придется уговаривать. Весь королевский двор стал готовиться к приезду Марко.

И тут произошло то, чего никто не ожидал. В одно прекрасное весеннее утро, 10 мая, над городом появились драконы. Они подлетели к Вавельскому холму с восточной стороны и стали кружить над замком, распугав придворных и слуг. Их было четверо. Впоследствии королева узнала, что это были молодые особи: два юноши-дракона и две девушки-драконицы. Войско было поднято по тревоге, воевода Витольд бесстрашно вышел к этим кровожадным монстрам, готовый вступить с ними в бой. Однако крылатые пришельцы требовали самого короля. И он вышел к ним во двор замка. Ядвига замерла от ужаса.

И тут выяснилось, что драконы  — вовсе не дикие, безмозглые монстры, а вполне разумные существа, даже владеющие человеческой речью. Один из них, по-видимому самый главный, заявил, что желает говорить с королем, а другой предъявил Владиславу некий высеченный в камне договор, который был заключен более четырех веков назад между князем Краком и драконом Смоком, обитавшим в пещере под холмом.

Ядвига сама не присутствовала при разговоре мужа с драконами, но со слов Владислава узнала, что Смок, который, как известно, был убит сапожником Скубой, якобы потребовал от правителя Кракова дань в обмен на защиту от внешних врагов. Дракон велел ежемесячно приводить ему скот для прокорма:

"Все правители Кракова и их потомки обязуются взять на полное содержание дракона Смока и его потомков, ежемесячно поставляя по 78 голов скота: молодых бычков, крупных свиней и баранов. Взамен Смок обязуется охранять Краков и подвластные ему земли от всевозможных бедствий, нечистой силы и иноземных захватчиков".

Ядвига недоумевала. Дракон, конечно, животное большое и прожорливое, однако такое количество крупного рогатого скота для одного огнедышащего монстра  — явно чересчур. Может, Краков в те годы кормил целую драконью стаю?

Король в принципе был не против накормить незваных гостей мясом, лишь бы они покинули город, однако выяснилось, что главный дракон  — Дино, сын Смока  — требует отдать ему весь долг скотом за 400 лет. В противном случае драконы пригрозили обратиться в суд и предъявить договор.

Чтобы вернуть долг драконам, Владиславу пришлось бы не только расстаться с королевскими стадами, но и отобрать быков, свиней и овец у простых подданных, а это привело бы к голоду и неизбежному бунту. Король на этой пойти не мог.

И тогда драконы предъявили некое "дополнительное соглашение" к договору. В том случае, если правитель Кракова не может предоставить скот, он должен заплатить молодыми и красивыми незамужними девицами.

Действительно, во времена Крака дело дошло до такой человеческой дани, и именно поэтому Скуба в конце концов убил Смока.

Пообещав встретиться в Праге, в суде, драконы улетели, а Владислав собрал совет, а после него указом объявил несколько своих решений: 1) закупить у населения скот  — на случай проигрыша в суде, 2) наградить того, кто предложит героический или хитроумный способ избавления от драконов и 3) эвакуировать всех девиц города Кракова. Девушек решено было спрятать в цитадели, самой укрепленной части замка, которую ни разу не удавалось взять врагам. Ядвига, конечно же, первым делом подумала о своей дочери и распорядилось подготовить в цитадели особую, удобную комнату для Марысеньки и для ее подруги Янины  — дочери воеводы.

Уже вечером того же дня возле замка стали собираться первые девицы. Их поспешно размещали в ещё не готовых, холодных комнатах цитадели. И у Войцеха, кастеляна замка, и у Гражины, его жены, было невообразимо много работы. Весь следующий день в городе продолжались военные приготовления, укреплялись стены и чистилось оружие. А простые жители проверяли надежность стен и ставней в домах и скупали на рынке продовольствие.

Драконы появились вновь в Кракове 12 мая, ближе к вечеру. И теперь среди них был настоящий монстр с тремя головами. Каждая голова носила отдельное имя, а вместе они назывались Горынычами. Один из них был юристом и взялся представлять интересы сына Смока в суде, другой был переводчиком, взявшимся представить на человеческом языке высеченный в камне текст договора между князем Краком и драконом Смоком, а третий что-то заикался про расчет суммы долга  — видно, был счетоводом. К утру драконы представили королю обещанный заверенный перевод, а затем собрались лететь в Прагу с иском к королю, которого предложили взять с собой. И Владислав вынужден был сесть на спину к наследнику Смока  — дракону Дино. А трех других драконов оседлали советник Казимир, воевода Витольд и лучший адвокат Кракова Леопольд Велеречивский.

Ядвига осталась главной правительницей в замке и очень остро ощутила свою власть. Едва король с его свитой улетел судиться с драконами в Прагу, королева тут же распорядилась ускорить эвакуацию  — пройтись по всем домам в городе, собрать всех еще не спрятавшихся в укрытие девушек, загнать их в цитадель и даже запереть на ключ, чтобы не разбежались. А затем она сама отправилась к своей дочери. В комнате вместе с Марысей сидела и Янина.

 — Марысенька, ты видишь, что творится,  — сказала Ядвига.  — Я настаиваю, чтобы и ты, и Янина, отправились в укрепленную часть замка и находились там до того времени, пока драконы не улетят.

 — Но мама...

 — Никаких "но мама", я все еще королева, и это приказ.

Королева развернулась и вышла. В замке было еще много дел, за которыми следовало проследить. Выглянув в окно, выходящее в сторону реки, Ядвига обратила внимание на большое стадо, в котором были и бычки, и свиньи, и бараны. Королева вышла во двор, увидела проходящего пана Войцеха и спросила:

 — Я видела в окно, что под стенами замка пасется какое-то стадо.

 — Один крестьянин привел скотину, чтобы продать ее нам, для драконов,  — пояснил кастелян.

 — Так купите же!

 — Он запросил слишком много денег.

 — Сейчас не время торговаться,  — сказала королева.

Кастелян кивнул головой, учтиво соглашаясь, а Ядвига пошла дальше через двор, но заметила возле колоннады Янину. Дочь воеводы ей поклонилась.

 — Я очень бы хотела,  — сказала Ядвига девушке,  — чтобы ты как можно скорее отвела принцессу в безопасное укрытие.

 — Да, ваше величество, мы уже идем.

Ядвига удовлетворенно кивнула и удалилась.

К ночи все девушки были закрыты в цитадели под ключ. Еду им подавали через особое окошечко, соединявшее цитадель с кухней. Королева захотела проверить, как они обустроились девушки в убежище, но почему-то не смогла открыть дверь ключом, который висел на крючке возле входа в башню цитадели. Оставив свои попытки справиться с замком, Ядвига поднялась наверх и из окна своих покоев выглянула во двор. В окне верхнего яруса цитадели, где была выделена комнатка для Марысеньки и Янины, она увидела девушек, которые, ее заметив, помахали ей рукой.

Следующие дни прошли у королевы в трудах и заботах. Вечером 15 мая вновь прилетели драконы, но Краков был готов к обороне. Но крылатые чудовища не собирались нападать на замок и город. Они забрались в пещеру под холмом и перерыкивались на своем драконьем языке. Ночью четыре одноглавых дракона отправились зачем-то к реке, а трехголовый Горыныч приземлился прямо посреди двора.

Стража была поднята по тревоге. Слуги вооружились вилами и топорами.

 — Эй, люди!  — громко крикнул дракон.  — Ваш король на месте?

 — Нет короля,  — крикнул пан Войцех.  — Есть только королева.

 — Тогда зовите королеву! Не бойтесь, нам просто поговорить надо.

Ядвиге было страшно, и она долго не могла взять себя в руки, но потом она вспомнила, как ее муж отважно летел верхом на драконе, и, окружив себя дюжиной стражников, вооруженных длинными копьями, она вышла во двор.

 — У нас в пещере,  — сказала средняя голова дракона,  — пропал один ценный предмет. Это значит, что кто-то приходил в нашу пещеру и пытался нас обокрасть. Но это не самая большая проблема. В этой же пещере есть кое-что, чего нельзя касаться. Это хитрый замок, к которому надо подбирать код. Комбинацию такую... понимаете? Если кто-то попытается открыть замок, не зная кода, то не только ваш дворец, но и весь город взлетит на воздух, превратившись в пыль. А бабах будет такой, что услышат ваши соседи за Карпатскими горами. Потому в ваших же интересах поставить у ворот пещеры стражу, которая будет охранять вход и никого не пускать, пока нас не будет.

 — Я выслушала тебя,  — сказала Ядвига, сохраняя королевское достоинство.  — Мы постараемся найти вора. И мы выставим стражу у ворот пещеры.

Горыныч покивал всеми тремя головами и спустился вниз к пещере. К утру драконы улетели. А королева направила двух стражников на охрану бывшего жилища Смока.

 Ближе к вечеру, 16 мая, вернулся наконец Владислав вместе с воеводой Витольдом и советником Казимиром. Ядвига по расстроенному виду мужа поняла, что дела в суде пошли неважно.

 — Мы проиграли? Мы должны отдать драконам скотину?  — спросила королева.

 — Да. И хуже.

 — Нам придётся отвести к драконам девушек?

 — Да, но ещё хуже. Нам придётся отдать драконом нашу дочь.

Королева заметалась по комнате.

 — Но ведь должен быть какой-то выход!  — воскликнула она.  — Марысеньку мы никому не отдадим. Я велела ей запереться вместе с Яниной в укрепленной части замка.

 — Конечно, не отдадим,  — подтвердил король.  — Мы признаем вместо неё принцессой другую девушку, которую не жалко.

 — Нам не поверят!

 — Нужно найти такую девушку, чтобы нам поверили.

И тут стражники сообщили, что королю просится какой-то человек с важным посланием и сейчас он разговаривает с воеводой. Владислав почувствовал, что дело серьезное, и пошел к Витольду.

А Ядвига в тревоге подбежала к окну посмотреть, как там ее девочка. Марысенка и Янина сидели в цитадели возле окна и о чем-то между собой мило беседовали. Ядвига слегка улыбнулась и пустила слезу.

Владислав еще занимался какими-то своими королевскими делами, давал распоряжения, а потом к нему привели какую-то девушку, как говорили, разбойницу. И ее Владислав стал готовить на роль принцессы.

Звали ее Живкой, и была она действительно хороша собой. Нужно было только ее умыть, причесать и приодеть. И конечно, подправить ее манеры. Слуги занялись разбойницей в тот же вечер. А Владислав, по совету Казимира, на завтрашний день назначил торжественный выезд семьи в город, чтобы продемонстрировать драконам свой "товар".

На следующий день около полудня король и королева усадили свою названную дочь в повозку, украшенную цветами и в составе кортежа выехали из стен замка. Глашатаи ехали впереди, зазывая публику и одновременно разгоняя зевак. Они успели проехать немного, когда где-то позади толпы появился некий Прекрасный принц на белом коне с корзиной белых роз. С двух сторон его окружали два крепких всадника. Неужели это был сам королевич Марко, которого так долго ждали?

Сжимая в руках корзину с цветами, королевич двинулся в сторону повозки. Владислав и Ядвига переглянулись. Что делать, если они везут "не ту" принцессу? Всё это происходило на глазах не только жителей города Кракова и его гостей, но и драконов, сидящих на краю крепостной стены рядком, словно птичья стая. Нельзя было ни отвергать ухаживания жениха, ни принимать их.

И в этот момент произошло нечто неожиданное. Внезапно из-за угла выскочил какой-то рыцарь в сопровождении своего оруженосца. Распугав толпу горожан и совершенно не обращая внимание на принца на белом коне и его товарищей-богатырей, он кинулся к повозке и громко прокричал:

 — О, прекрасная принцесса! Ты видишь в моём лице самого надежного защитника! О, Ваше Величество король и Ваше Величество королева! Я, рыцарь Кшиштоф Сногсшибальский, прибыл сюда по Вашему приказу! Я готов сразиться с целой стаей драконов, освободить этот прекрасный город и завоевать руку и сердце принцессы Марысеньки.

Королева побледнела. а лицо короля отразило целую гамму чувств. Это была смесь испуга, смятение и ярости.

 — Где Витольд!  — прокричал Владислав.

 — Ваше Величество, воевода и его войско ещё не вернулись из похода, куда отправились вчера вечером,  — заметил следовавший верхом за повозкой советник Казимир.

 — Тогда что делает моя охрана? Выгоните скорее этого безумца!

Несколько человек королевской охраны тут же кинулись на Кшиштофа. Рыцарь стал сопротивляться. Завязалась драка.

Король скомандовал вознице, и тот повернул повозку обратно в замок. Королевская семья вместе с принцессой скрылись за воротами.

Девицу вывели из повозки и заперли в комнате настоящей Марыси. В общем, дело было сделано. Фальшивая принцесса была показана публике и драконам. Ядвига успокоилась. Непонятно было, что делать в королевичем Марко, но королева надеялась объясниться с ним сразу после того, как драконы отправятся восвояси.

Позднее в Краков вернулась войско под предводительством Витольда. Вернулось с бесславным поражением. В непосредственной близости от города воины столкнулись с совсем небольшим отрядом, во главе которого стояли Викинги, и они смогли крепко побить защитников Кракова. Хорошо еще, что потерь не было.

Узнав о прибытии войска в Краков, Ядвига нашла воеводу и сообщила ему о в своем разговоре с трехглавым драконом. Она объяснила Витольда, почему распорядилась поставить стражу у входа в пещеру. Известие о смертельной опасности, которую хранит драконья пещера, вызвало обеспокоенность у воеводы.

Королева вернулась в свои покои и выглянула в окно, еще раз, издали понаблюдав за своей Марысенькой и ее подругой, скромно сидящими у окошка цитадели. "Они в безопасности,  — думала королева.  — А разбойница... Разбойница  — милая девушка, ее тоже жалко. Но разве она пропадет в плену у драконов? Наверняка у нее с собой есть острый нож, чтобы сопротивляться... Нет, но ее же переодели! Ей вряд ли оставили нож из ее вещей. Интересно, а как она была одета? Что у неё было с собой?"

И Ядвига решила осмотреть одежду Живки. Слуги принесли полный наряд разбойницы. Брюки, сапоги, широкую рубашку. Королева подошла и брезгливо осмотрела эти тряпки, не слишком чистые, но новые и вполне добротные. Карман брюк немного оттопыривался. Королева аккуратно приподняла ткань, ожидая увидеть там нож, но из кармана выпала небольшая дудочка. Очень милый и изящный инструмент.

"Интересно, зачем ей дудочка? И как она звучит?"  — подумала Королева. И чтобы проверить звук дудки, она решила выйти на городскую стену. Отсюда мелодия могла бы быть слышно очень далеко.

Со стены открывался прекрасный вид на залитую лунным светом пойму реки. Королева взяла дудочку и начала играть. Ах, какой мелодичный звук был у этого инструмента! И вторя ему, внизу, под стеной вдруг заблеяли, захрюкали, замычали животные из приведённого к замку стада. Королева прервалась.

 — Вам нравится?  — шутливо крикнула скотине Королева.  — Тогда пляшите!

И Ядвига снова стала играть на дудочке.

А скотина... совершенно неожиданно, пустилась в пляс... Королева никогда ничего подобного в жизни не видела. Быки, коровы, свиньи, овцы буквально восприняли призыв королевы.

 — А что вы ещё можете?  — крикнула им Ядвига.  — Можете спеть припевки, танцуя краковяк?

И под музыку, льющуюся из дудочки, свинюшки заголосили частушки. Откуда-то снизу раздались безумные крики. Кто-то стал свидетелем произошедшему.

Королева и сама внезапно испугалась. Она кинулась прочь со стены, обронив куда-то вниз дудочку.

Ядвига ушла в свою комнату и очень быстро заснула. Разбудил ее посреди ночи встревоженный король. Произошло самое страшное. На замок напали драконы. Один из них подлетел к окну комнаты Марыси и Янины в цитадели и... выкрал обеих девушек.

Владислав и Янина устремились к цитадели, а тем временем из другой части замка стали доноситься страшные крики служанок. Второй дракон успел похитить девушку, которая днем, в повозке изображала принцессу Марысеньку. Но ее было не жалко.

Когда король и королева подошли к двери в башню цитадели, то увидели там кастеляна и несколько стражников. Все они безуспешно пытались открыть дверь, но замок не поддавался. Король потребовал пропустить в комнату дочери, в крайнем случае выбить дверь, но это оказалось невозможным. Мощную дверь, предназначенную для обороны нельзя было сломать.

Внутри цитадели уже визжали девушки, узнавшие о случившемся, но никто из присутствующих не мог справиться с замком.

Король был в ярости и грозился казнить всех.

 — Когда вы были в последний раз у принцессы?!  — обратился он к пану Войцеху.  — Вы же должны были приходить туда в обед.

 — Так и есть, Ваше Величество. Я был там в обед.

 — И дверь открывалась?

 — Да!

Так продолжалось до утра.

Когда солнце взошло, во двор Вавельского замка вошли живые и здоровые принцесса Марысенька и Янина. За их спинами стоял крепкий парень  — богатырь Алёша Попович.

 

СТ: Игра на дудочке с городской стены и странное поведение домашних животных.