Белое пятно - Историческая справка

Немного истории для понимания времени, в котором жили наши герои.
 
Разграбление и разрушение Рима в мае 1527 года имело значительные политические, морально-этические и религиозные последствия для всего полуострова, растянувшиеся на целый век.
 
Ещё все в том же XVI веке, на фоне упадка авторитета папской власти, усилил свои позиции европейский протестантизм. В Германии набирало мощь лютеранство. В Англии возникло англиканство, где главой местной церкви стал светский властитель — король Генрих VIII. Поэтому Англия официально отказалась отправлять в Рим деньги и не признавала верховенство Папы в государстве. Помните Генриха Тюдора, который рубил головы своим женам и рассорился с Римом из-за отказа развести его с королевой Екатериной Арагонской? Последствия оказались долговременными и плачевными для всех. 
 
Несколько десятилетий Римским Папам понадобится только на то, чтобы восстановить свои позиции в Италии. Но западноевропейское сообщество навсегда раскололось на два религиозных лагеря — католицизм и протестантизм. На реформацию в Европе папский Рим ответил контрреформацией, стратегию и основные положения которой определил Тридентский собор (1545—1563).
 
Проще говоря, высокопоставленные католики, обладая беспрецедентной властью в глубоко верующем обществе, доигрались. Им припомнили и свободную продажу индульгенций на убийство отца с матерью, и церковные поборы, и написание новых "священных" текстов, нашептанных Господом. Когда же они опомнились, решив вернуть утраченное доверие Европы, пришлось затянуть пояса потуже, принять ограничивающие себя догматы и начать активную кампанию по возвращению паствы в лоно родной церкви. 
Именно на Тридентском соборе Библия была утверждена единственным источником Слова Божьего. Священников, не соблюдавших целибат, решили предавать анафеме, Папу наделили верховной властью, поставив в центре надгосударственной организации под названием Римская Католическая Церковь. Также были созданы первые списки запрещенной литературы, разбужена Священная Инквизиция, лучшие креативные теологи призваны к работе над ошибками. 
Европа, и без того изможденная междоусобицами и эпидемиями, вспыхнула жестокими войнами на религиозной почве. 
В процессе контрреформации на свет появилось несколько монашеских орденов.
И если, к примеру, ораторианцы делали ставку на красноречие, донесение Слова Божьего силой искусства и личного примера; камиллианцы посвятили себя врачеванию больных тел, чтобы попутно поправлять душевное здоровье прихожан; то иезуиты ставили во главу угла не столько распространение католического вероучения, сколько борьбу с его противниками, став мощной охранной структурой к дням существования наших героев. Именно последние придерживались принципа, что для достижения целей хороши любые средства, поэтому позволяли себе смертные грехи, истово храня верность Папе. 
 
А что же сама Италия? Она  вступает в долгий период экономического и политического кризиса.
 
Еще немного истории для полноты картины:
 
Вы же помните, что Италия у нас, на момент описываемых событий, не является централизованным государством с монархом во главе? И если вы представляете ее в границах той республики, какая существует в XXI веке, забудьте.
Помимо внешних врагов в лице Испании, Франции, Англии - имели место еще и внутренние локальные распри.  Страна оказалась раздроблена на мелкие княжества, герцогства и даже королевства, охваченные постоянными междоусобицами. Причем они продолжали увлеченно ссориться, даже будучи захваченными каким-либо соседним иноземным государством! 
Итак, страна представляла собой лоскутное одеяло, и каждый тянул на себя свой краешек:
Папская область управлялась Ватиканом и действующим понтификом. А остальная территория - так называемые города-государства. 
Тоскана - у власти Козимо Медичи.
Милан - на главенство претендовали по очереди то Сфорца, то Висконти, но в результате поражения в войне власть узурпировали вообще испанцы Габсбурги. Те же испанцы стали править и Генуей, и Неаполем. 
Венеция - там череда дожей, сменяющих друг друга каждое десятилетие, всех не упомнишь.
И т.д. и т.п.
В каждом таком городе-государстве для жителей рубежа 16-17 веков действовали разные законы. 
 
Рим, тем не менее, оставался центром жизни Апеннинского полуострова. Город, вмещающий пятьдесят тысяч постоянных жителей и тысячи ежедневно сменяющих друг друга паломников, непрерывно возводящий храмы, организующий университеты, хвастающийся как древней культурой, так и современной, не мог не привлечь к себе наших героев. Здесь принимали великих королей Франции и Испании, умудряясь оставаться самостоятельным государством. Тут делали деньги, опираясь на статус удержавшего позиции Папы и поток новых средств от верующих. 
 
Ещё несколько абзацев исторического инструктажа: 
 
Великие географические открытия прошли мимо занятых своими проблемами итальянцев. Неся потери по всем фронтам, они проморгали возможность получить влияние на новом континенте (как минимум на государственном уровне). Отдельные банкиры и торговцы вкладывали свои средства в экспедиции испанцев или французов, но сильно рисковали - тут нужно было учитывать и риск невозврата денег, и бюрократию, и политические веяния. 
Однако неудачи экономического и политического развития компенсировались высоким градусом художественной жизни и выплеском творческой энергии. В этой сфере жизнь била ключом. 
Пока испанцы, англичане, португальцы и французы делили Америку, названную Новым Светом, вовсю занимаясь "колумбовым обменом" (то бишь ведя активную торговлю новыми растениями, драгоценными металлами и камнями, животными, людьми), северные европейцы бились за свою веру и организовывали мощную промышленность, итальянцы открыли новую эпоху - стиля барокко. 
 Стиль гибкий, мощный, эффектный, способный решать различные задачи и использовать весь набор инструментов идеологического воздействия на умы людей. 
 
 В Риме, официальной столице Папы Римского, сложилась так называемая Величественная манера в живописи (Maniera grande). Иным словом, маньеризм. Эта живопись была тесно связана с жанром истории и мифологии, а воплощения сюжетов обусловливались античными или библейскими темами в идеальном окружении, с идеальными фигурами, искусственно очищенными от неидеальных (фу-фу-фу!) бытовых подробностей. Герои были величественные, вечно молодые, полные здоровья и бодрости, двигались или стояли в величественных же позах и с величественными (а как иначе!) жестами. Образы откровенно героизировали и преподносили в качестве примеров добродетелей или в качестве образцов для подражания в поведении.  Величественная манера прославляла католических святых, Папу Римского, древнеримских императоров и современных ей политических властителей. В орбиту Maniera grande были втянуты стенопись и фрески в церквях и во дворцах, историческая живопись, алтарная живопись, религиозная картина сама по себе, парадный официальный портрет. Официальную линию воплощали художники, обслуживавшие папский двор.
 
В том же Риме возникает и более приземленная, "народная"  ветвь барокко, олицетворённая в произведениях Караваджо и его последователей. Караваджо не соотносил свои произведения с требованиями аристократического Maniera grande (хотя большая часть его произведений относится к религиозной тематике), а наполнял их настоящими чувствами простых и далеких от совершенства людей из трущоб, чувствами, которые хорошо знал и сам. Чужеродность Караваджо чутко улавливали представители официального искусства папской столицы, которые начали кампанию сокрушительной критики художественной манеры художника (караваджизма) и дискредитацию его авторитета как при жизни, так и в теоретических трактатах и мемуарах. Впрочем, это не помешало  живописцам из лагеря официального искусства изучать художественные находки Караваджо и использовать их в своих произведениях.
 

Держитесь, все еще исторические данные:
Так уж случилось, что в тот период времени произошла неоднократная смена понтификов.
 
Ипполито Альдобрандини, он же Папа Климент VIII 
Мы же помним, что экономика оставляет желать лучшего, в стране разброд и шатания на почве обретающего силу протестантизма, вера людей в Священный Престол во главе с понтификом сильно так подорвана? 
Климент VIII был избран Конклавом в 1592 году после трехкратной смены понтификов в течение короткого времени. Отличался строгостью и непримиримым характером. По случаю Святого года в 1600 году, когда Рим наводнили три миллиона паломников, запретил празднование карнавала. Экономика должна быть экономной!
 
Активно боролся с проституцией: ввел "комендантский час", запретил женщинам оставаться на улицах после захода солнца. Запретил им же появляться в трактирах после определенного часа. Специальные патрули отслеживали прогуливающихся в одиночестве синьор и синьорин, стражники имели право поместить их под арест до выяснения. Вне дома находиться можно было только в карете, а так же в сопровождении супруга или отца. При неимении таковых - в окружении некоторого числа слуг. 
По решению городских властей все, кто так или иначе имели отношение к торговле любовью, были выселены в отведенный им район - Кампо Марцио. Представительницам древнейшей профессии было отказано в праве свободно посещать церкви Рима, а так же искать клиентов поблизости. Однако, не оставляя попыток спасти заблудшие души грешниц, Ватиканом был выделен специальный храм все в том же Кампо Марцио. 
В ответ на репрессии куртизанки, наводнившие к тому моменту Рим, не растерялись, нашили мужские костюмы, закупили накладные бороды. Однако это вызывало осложнения в плане привлечения клиентов.
Возникло разделение на "благородных" и "свечных". Дамы, чья красота и уровень образования это позволяли, предпочитали открыто блистать на балах в качестве эскорта, становились официальными фаворитками знатных аристократов и, зачастую, музами художников, скульпторов, поэтов. Они могли позволить себе иметь собственные особняки, слуг и возможность устраивать театральные представления или скачки, то есть быть в самом центре светской жизни.
"Свечные" обслуживали клиентов на свой страх и риск, прячась по подворотням и низкопробным кабакам,  работая до тех пор, "пока свеча не погаснет"
 
Возвращаясь к понтифику: в рамках все тех же забот о нравственности  Климент VIII каждый день обедал в компании нищих и посещал церковь минимум дважды в день. Ужесточил борьбу с протестантской ересью, сражался с инакомыслием не только в религии, но и в науке, вследствие чего на площадях заполыхали костры Священной Инквизиции. Ватикан не останавливался перед преследованием учёных (судебные процессы против Галилео Галилея и Томмазо Кампанелла) и даже перед показательным сожжением знаменитых вольнодумцев  (Джордано Бруно), с целью вернуть верующим страх перед неминуемой карой Господней. Одновременно, с подачи понтифика, чрезвычайно усилилось миссионерское движение и пропаганда идей католицизма с помощью искусства.
 
Алессандро Оттавиано Медичи, Лев XI  Папа Римский с 1 по 27 апреля 1605 года. На момент избрания Льву было почти семьдесят лет, и он умер на 28-й день своего понтификата.

Камилло Боргезе, он же Папа Павел V 
Представитель знаменитой Сиенской династии. Получил кардинальский чин от папы Климента VIII. Избран папой в 1605 году благодаря своему дипломатическому таланту: ему удалось примирить две конфликтующие группировки - французскую и происпанскую. В период его правления в Риме ведется активное строительство: Карло Мадерно завершил собор Святого Петра, состоялось торжественное открытие его фасада; Фламинио Понцио расширил Квиринальский дворец; был отреставрирован акведук Траяна и проведена вода в Трастевере: на холме Яникул появился фонтан Аква Паола. Портрет папы Павла V - одна из самых известных картин Караваджо.
 
Вообще не про историю, но жить-то как-то надо:
 
После введения Папского скудо в пятнадцатом веке, денежное обращение свелось к следующей градации:
медь - 1 байокко; 100 байокко = 1  серебряный скудо; в 3 скудо оценивались золотые доппии, солиды, дукаты, экю и т.д.
 Понятно, что раз нет единого гос.банка, то монеты штамповали в каждом регионе отдельно, вышеперечисленные были в ходу в Папской области. 
Крупные суммы озвучивались в золоте и, как правило, это были монеты разных стран. Паломники в Риме формировали широкий диапазон обмена. 
Для понимания цен на границе 16-17 веков в Риме возьмём некоторые доходы и расходы известного и неизвестного художников.
Неизвестный художник тратит на полноценный обед с вином 5 байокко. Столько он получает за быстро нарисованный портрет на улице или прорисовку мелких деталей картины в студии более успешного художника. Ночлег стоит около 10 скудо в год. По мере роста мастерства и имени, картины можно продавать за 2,5 скудо, потом за 8-10 скудо. Любовь "свечной" девушки для него будет стоить от жалких 10 байокко где-то в подворотне, или 2 скудо в месте поприличнее.  
Известный художник, гуляющий в компании друзей, выложит за обед от 1 до 5 скудо, а то прогуляет и все 20. Аренда художественной студии с комнатой для жилья обойдется ему в 45 скудо в год. Куртизанка согласится на свидание за сумму от 5 до 20 скудо. Комплект хорошей одежды сошьют за 50 скудо. Правда, если придут государственные заказы, то за картину уже можно выручить в среднем 100-150 скудо. Особо удачные полотна оценят и в 400 скудо (это будет считаться огромным успехом). Настоящий гений мог пару раз за карьеру продать полотна по 1000 скудо. 
Номера в дорогущем трактире "Молоко Волчицы" стоят от 4 скудо за самый дешевый до 14 за самый дорогой. 
Цена складывалась не только из  учета пользования богато обставленными  апартаментами, но и за счет предоставляемого спектра услуг. Речь идет о безопасности, приватности, снабжении лучшими лошадьми путешественников, возможности проведения гигиенических процедур (что было не слишком распространено в ту эпоху) и меню, достойного папского стола. 
 
В Риме серьезный подход к безопасности. Огромный штат стражи постоянно курирует город, проверяет всех на въезде и выезде. С оружием здесь свободно ходят только дворяне, остальным же членам общества нужно иметь разрешение на ношение шпаги.
 
И просто для понимания, что происходит вокруг:
 
Испанцы усилили свое влияние за 16 век по всей Европе, они де-факто управляют многими территориями современных нам стран: Италии, Бельгии, Франции... Впрочем, Франция бьется за место под солнцем, поэтому может подвинуть испанцев в любой момент. И всё же по вере они союзники, большая часть населения - католики. Их главные враги - Англия и северные страны, которые ушли в протестантизм. 
До религиозной войны Нидерланды включали в себя всю Бельгию, носившую в те времена имена герцогств - Фландрия, Эно и т.д. Но за несколько десятилетий до событий в нашей игре 17 северных Нидерландских провинций решили избавиться от протектората испанцев, сменив веру. В 1606 году нидерландцы всё еще считают себя одним народом, но раскол уже произошел, и это необратимо.