Всевидящее Око вместе со всеми морскими богами и чертями радо видеть и приветствовать вас в здешних глубоких краях!
Оглядимся немного вокруг и вспомним некоторые особенности житья-бытья морян и морянок.
Перво-наперво напомним, что в подводном царстве Владимора время исчисляется привычными для земных форм жизни минутами и часами. Главные столичные Часы находятся на Центральной Площади Алых Кораллов. Конструкцию оных предложил несколько морских веков назад Святомил, основатель морского царства и родоначальник нынешней государственности. С тех пор и по сей день, стрелки их ни на секунду не останавливались и ни на миг не сбивались, - Часы эти являются одним из главнейших чудес всея Великодонья. Хранит их покой и смазывает (а может кормит, или уговаривает?…) механизм древний русал с длинной белой бородой и косматыми бровями, никогда не покидающий своего поста. Живёт Хранитель в часовой башне, и увидеть его можно лишь изредка, да и то в самое тёмное ночное время, стоящим на вершине той башни. Летописи гласят, что русал этот появился вместе с Часами и, согласно поверью, жизнь его непрерывно связана с ними. Так или иначе, а русала и башню никто не тревожит уже много веков. Хранитель Часов считается вторым великим чудом страны Владимора.
Часы Центральной Площади бьют, отмеряя каждый час, и ознаменуют мелодичными переливами половину оного.
Форма правления в Великодонье – монархия. Глава всея государства и в частности столицы – царь. В прочих селениях страны имеется управленец – ставленник царя, верховному владыке же и подчиняющийся. В редкие моменты отлучки царя (как в случае нынешней войны), правитель назначает своим верховным указом наместника, отвечающего за существование Великодонья.
Сам Владимор правит с 1065 года от рождества Всевидящего Ока. За долгие годы своего владычествования проявил себя как царь справедливый, хоть и весьма строгий. За соблюдением своих же законов следит педантично и карает их нарушение скоро. Особенно это касается запретов напричинение кому-либо вреда здоровью али имуществу в той или иной форме, и запретов на использование ядовитых морских рыб, животных, растений или иных существ, полный список которых периодически обновляется. В то же время, за совершенное деяние на благо страны вообще и Алых Кораллов в частности, награждает щедро, вне зависимости от происхождения али рода деятельности благодетеля.
Среди жителей весьма уважаем, потому как с народом держится весьма просто и обратиться к правителю может любой желающий. Взглядов хоть и придерживается довольно консервативных, однако не чужд и новым течениям – с охотой принимает и одобряет любые предложения от подданных по части улучшения жизни Великодонья. Пару лет назад даже издал указ, согласно которому любой морянин, имеющий такое желание и способность, может изложить свои светлые мысли да представить на рассмотрение царю. И уж коли предложенные реформы Владимору придутся по душе, податель будет щедро награждён должностью при дворе.
Уклад жизни традиционный.
Натуральное хозяйство, обмен, торговля. Охота, рыбалка и собирательство имеют место быть, хотя нынче расцветает эпоха ремесленничества, морского животноводства и растениеводства. Кратко говоря – всяческое натуральное и не слишком производство сейчас в почёте и уважении.
В качестве валюты используются златые монеты. Получают их особым способом: источником золота является оное, найденные среди обломков затонувших кораблей. Оттуда же берутся некоторые имеющиеся в обиходе вещи с земного, надводного мира. Все обнаруженные сокровища принадлежат царю, тщательно пересчитывается по его приказу, а после отвозятся под охраной лучших дружинников за дальнюю бухту к северу от Алых Кораллов. Там находится третье великое чудо нашего подводного мира – гигантский кратер, куда сплавляют всё добытое золото. Предвосхищается этот процесс ритуальным жертвоприношением великому Всевидящему Оку четверти китовой туши. Чрез седмицу из кратера того извергаются на поверхность песчаного дна золотые монеты, ровные и единообразные. Те монеты сбираются и, после строго учета в царской канцелярии, пускаются в оборот.
Хотя в последнее время, с изобретением столичным ремесленником Никифором способов такой обработки древа, что хранится оно может долго, не подвергаясь разрушительному действию воды, медленно, но верно появляются (пока только в столице) более основательные деревянные элементы жилищ.
Целиком и полностью же деревянные дома не делают ввиду их короткого срока службы. А может и ещё по какой причине, только даже у самого Никифора дом не из дерева. Исключения - лишь избушка столичной ведьмы Мории. Моряне верят, что обитель потомственной морской ведуньи неподвластна действию времени и воды из-за колдовских чар. Как бы то ни было, а избушка стоит уже многие века, с момента основания столицы, а Мории перешла по наследству от её бабки-ворожеи Агаты.
Жилища морян разнятся в зависимости от достатка, положения и воображения хозяина. Делаются дома, терема и прочие избушки добротными, вырезаются они из известковых рифов, крайне прочных в нашем подводном мире, али высекаются из камней морского дна. Кто-то делает своё жилище сплошь каменным, кто-то дополняет менее прочными и быстрогниющими, но более изящными и красивыми деревянными крылечками, коньками да полотенцами на крышу, регулярно меняя пришедшие в негодность элементы.
Ткани для одежд ткутся умелицами из тонко выделанных стеблей морских растений и шкур, усов и плавников подводных животных. В зависимости от материала, способа да качества изготовления пряжи и нитей, получаются ткани самые разнообразные – и по цвету, и по прочности, и по виду внешнему, и по многим другим параметрам (об том подробнее вам может рассказать Вита - главная столичная портниха и законодательница мод, если не всего Великодонья, то уж Алых Кораллов точно).
Свет на дне морском – понятие, возможно, несколько условное. Земной житель, попав на нашу глубину, пожалуй, сказал бы, что полумрак тут царит даже в самое светлое время дня. Но моряне же с морянками, родившиеся да выросшие в сих водах, иного и представить себе не могут, а глазах их с детства привыкают глядеть сквозь плотную водную среду. Для освещения домов морян приручены были (с три века уже как) особые виды живности – рыбки-светлячки. Косяками покупают жители рыбок этих у рыбоводов Великодонья, и поселяют их жить в светильник нужной формы. Оттенки света, даваемого рыбками, быть могут самыми различными – от нежно-перламутрового свечения чрез голубые да зеленоватые оттенки до насыщенно-багровых лучей, но то, конечно, редкость. Светильнички с заселёнными в них светлячками подвешивают к потолку, аль оставляют на столе или комоде. Есть, впрочем, умельцы находить общий язык с живностью морской, у коих те рыбки-светлячки приручены до той степени, что живут дружным косяком без всяких светильников и не покидают пределов вверенных им жилищ. В Алых Кораллах такие образцово-показательно воспитанные стайки рыбок можно углядеть, пожалуй, только у Кондрата-животновода. Впрочем, у той же Мории ещё, невесть какими силами удерживаемые, рыбки такие сами по себе в добром здравии обитают.
В пищу моряне и морянки употребляют дары глубинных вод океанских: морские растения и водоросли, рыб неядовитых видов и мясо морских животных – китов да котиков, али ещё кого, добытого охотниками и рыбаками. Животноводы взращивают на своих хозяйствах крабов да кальмаров, сельдь и морского окуня, камбалу и треску, моллюсков всяческих форм и размеров. Фермеры же возделывают песчаных полях плантации ламинарий, морских огурцов и придонных яблок.
Особым уваженем пользуются виноделы - морские виноградники очень прихотливы в своём разведении, но зато если уж плодоносят, то урожая одного года хватит для снабжения напитком небольшого среднестатистического селения на цельный год.
Виноделы обычно сами и взращвают виноград, и готовят из него вино. О крупных мастерах-изготовителях обычно наслышано в той или иной степени всё Великодонье. Правда, в Алых Кораллах виноделие развито, увы, пока не сильно, и более-менее успешных морян, добившихся успеха на этом поприще, столица ещё не имеет.
В качестве напитков, помимо вина, моряне предпочитают настои чайных водорослей, употребляется и молоко морских животных.
Готовят пищу хозяйки на специальных плитах, кои по сути своей являются камнями особой формы, нагревающимися под действием электричества, что получают, подключая к камню электрического ската. Живность эта, как и вся прочая, вышеописанная, выращивается на хозяйствах животноводов великодонских. Скаты характер имеют своенравный и суровый, и договориться с таким домашним любимцем порой бывает непросто.
Имеется в нашей стране и письменность. Для оной применяют остро заточенные косточки различных рыб (в Великодонье традиционно предпочитают кости рыбы-молота), осьминожьи чернила да выделанные шкурки животных (например, кита), либо цельные рыбы (как то, к примеру, камбала). Развита своего рода почта – небольшие послания могут передаваться посредством системы почтовых окуней.
Передвиженье же на длительные какие расстояния, али при перемещении тяжёлой и разных грузов, производят при помощь повозок и колесниц. По сути своей все они имеют полозья, колеса используются крайне редко, для путешествий в далекие воды, где дно не в пример твёрже. Тягают повозки черепахи-каретты, специально взращиваемые и воспитываемые в качестве тягловых животных.