Башня грифонов - Мифы и легенды Петербурга

Если вы приехали в Петербург и решили перекусить аутентичными пышками, вас непременно занесет на Большую Конюшенную улицу, 25. После того, как голод будет побежден, пройдите до дома номер семь по той же стороне, чтобы заказать кофе, на стаканчике которого нарисуют ваш портрет. 

Пока художница (и бариста по совместительству) занята рисунком, к вам может подойти мужчина, напоминающий своим видом то ли художника, то ли музыканта и посетовать, что раньше тут можно было неплохо посидеть в «Рюмочной в булочной». По этому заведению уже год скучают работники Эрмитажа и Капеллы, которым теперь приходится раскошелится на более солидные заведения. 

Суд да дело, вы сами не заметите, как колоритный абориген уже вышагивает с вами по городу, рассказывая мистические истории и обращая внимание на неслышанные ранее детали:

 

…Марсово поле. Всем известно, что своё название получило из-за скульптуры Суворова в виде Марса — бога войны. Да и вытоптано место было солдатскими сапогами на парадах до необитаемого состояния. Но не все знают, что до того как Пётр решил строить град, на этом месте было гиблое болото кишащее нечистью и заманивающее путников. Когда строители начали сие болото осушать, вырыв несколько каналов вокруг, куча духов утопленников на берег вылезла. Нечисти по округе поразбежалось — только изгоняй… Много нечисти сгинуло в Неве. Самой молодой реке Европы. Молодой, да полноводной, с солидной глубиной — парижская Сена-то раза в три помельче будет. Охта, старшая сестра, тоже в запасах воды Неве уступает, да ещё свои воды в неё несёт. В месте же, где встречаются две реки, при раскопках под строительство высотной башни нашли древнейшие артефакты первых поселенцев. Некоторым артефактам больше четырех тысяч лет. В итоге небоскреб переселили в Лахту, а Охтинский мыс до сих пор изучают. 

 

 

…Теперь давайте мост через Неву перейдем. Назван он по имени первой построенной в городе церкви — Троицкой. Нынче на её месте часовня возведена, а старый храм после 1917 года снесли. Заодно и известную кикимору выгнали. Что, не слыхали про кикимор? У Высоцкого только?  «В заколдованном болоте там кикиморы живут…». Вот и не там они живут. Кикимор стали так называть по старому русскому слову — шишимора. То есть тот, кто за печкой шебуршит. Домовая нечисть — двумя словами, недобрая. В церкви завелась, надеясь больше народу напугать, да не учла силы веры. Редко когда набиралась храбрости показаться, днём она отсиживалась по подвалам, пока молебны шли, а ночью выбраться пыталась. Однажды шумела страшно, солдата Данилова, что на страже стоял, в 1722 году до страху довела — всю утварь церковную покрушила, верёвки у колоколов оборвала. Парень тем спасся, что хоть слышал всё, но внутрь носа не казал. А коли бы увидел  «бабу худую да простоволосую», как в «Хождении по мукам» описано, сыскал бы беды. Кикиморе того и надо. Правда сказать, не настолько она сильна, чтоб  «Петербургу быть пусту!», о чём молвил увидевший погром священник, но ничего хорошего не жди… Священника того беспокойного за панику плетьми стегали, да в Сибирь отправили. 

 

…Пока мы на Петроградской стороне, следует упомянуть новейшие достопримечательности. Про них ещё ни в одних атласах не писали. Речь идёт о несуществующих улицах — переулке Виктора Цоя и улице Лунных кошек. Про первого вы наверняка слышали. Даже губернатору пришлось смириться и разрешить повесить знак с именем певца. Теперь у дома 29 по Зверинской два адреса. Улица Лунных кошек найдется между 77 домом по Каменноостровскому проспекту и набережной Малой Невки, 3. Похоже, кто-то был вдохновлен творчеством Лавкрафта, который очень любил кошек и напоминал своим творчеством о их значимости во вселенной. Как бы то ни было, это место притягивает множество паломников и… кошек. Первое название, написанное маркером, стёрли и повесили самую настоящую табличку. 

Кошек у нас уважают. Ещё пробегая мимо Малой Садовой, вы наверняка видели памятники кошке Василисе и коту Елисею. Это память о хранителях города. Их привезли из Сибири, чтобы помочь справиться с крысами в блокадном Петербурге и помочь защитить экспонаты Эрмитажа. Господа, посетив главный музей города, лично убедитесь, что они исполнили поставленную задачу. 

 

…А вот одно гиблое место на набережной реки Карповки мохнатые стараются обходить стороной. Уже больше тридцати лет здесь не происходило ничего хорошего. Пытались построить гостиницу на тысячу мест, много лет строили, но так ничего путного не вышло. 

Поговаривают, раньше здесь было древнее языческое капище. Местные племена молились и приносили жертвы богине Вамматар, Северной Королеве, покровительнице загробного мира.

В 18 веке языческую веру забыли, стихийно образовав на этом месте немецкое кладбище. Его застроили в конце 19 века, разместив доходный дом и банный комплекс, гостями которого, по слухам, были Николай II и Распутин. В проезде снимали сцены к фильму «Операция Ы».  А в 1988-ом приняли решение возвести что-то фешенебельное, и обе постройки снесли до основания.  К тому времени место уже имело дурную славу. 

Отель после долгих мытарств достроили к 1995 году, но всё закончилось первым же банкетом. В почти готовом к открытию здании отмечали пятилетие титульного городского банка, прибыло множество высоких гостей. Один из них умер в самый ответственный момент. Митрополит Иоанн, занявший Санкт-Петербургскую кафедру в 1990 году, получил сердечный удар  в ту минуту, как благословил опоздавших на приём мэра Анатолия Собчака и его супругу Людмилу Нарусову. После этого трагического случая гостиницу забросили, а внутрь так и не открытого отеля проникали только любители заброшенных объектов. Пару лет назад разрушающееся здание наконец снесли, и теперь на этом месте почти построили жилой комплекс. Можете купить здесь квартиру, если не суеверны.

…Чуть дальше по Карповке есть проклятый дом под номером 13. Выяснилось, что для строительства жилого дома были использованы те самые надгробные плиты с кладбища, на котором построили баню. Их просто переложили в другое место, а во времена советской стройки… рационализировали. Хоть здание и возводили для работников Ленинградского горсовета и творческой элиты, экономия оказалась важнее. Вплоть до 80-х годов дом лидировал по количеству самоубийств, семейных конфликтов и случаев помешательства. Люди стали бояться жить, прячась за стенами с высеченными именами потревоженных покойников.

 

…Вернемся же к Неве. Помните, я говорил, что город охраняют кошки? Но не только! На гранитных берегах вы можете встретить множество существ, которые призваны беречь места своего обитания. На Петроградской стороне — это китайские львы, самые необычные представители львиных — видите? Дополнительно им придали черты лягушек. То ли этот приём, то ли львенок под лапой одного из пары — по верованиям выполняют желания. По крайней мере все пытаются раскрыть волшебство чужеземного подарка. Ши-цза привезли из Маньчжурии для охраны домика Петра I, но изначально готовили сторожить кумирни — языческий храм в Китае.  

Кто-то ошибочно называет этих львов сфинксами — не верьте. 

Что ж. Они загадочны не менее тех мифических существ, которые находятся на Университетской набережной Васильевского острова. Пока мы не дошли до этого места, скажу лишь, что легендарных сфинксов привезли из Египта с настоящих раскопок могилы египетского фараона Аменхотепа III, жившего 3500 лет назад. 

А знаете, чем отличаются египетские сфинксы от греческих? Первые изображают лики мужчин и несут мужское начало, в то время как вторые наделены женским лицом и грудью. Такие были установлены на Египетском мосту в 1826 году, когда еще архитекторы не разбирались ясно в предмете. Но мало кто в курсе, что для Египетского моста создали две пары фигур — сейчас его украшают вторые, а первые прошли немало испытаний, пока не обрели место на Малой Невке. 

И если уж мы заговорили о сфинксах, нельзя обойти вниманием самых молодых представителей — скульптуры художника Шемякина на Вознесенской набережной. Это тоже существа женского пола, их отличие от подобных в том, что одна сторона представляет собой живое, а другая — мёртвое начало. Таким образом автор хотел напомнить о расколе в обществе с большим количеством жертв политических репрессий. 

…Раз уж мы вспомнили Шемякина, то предлагаю заглянуть в Петропавловскую крепость, чтобы полюбоваться его странным Петром. 

Идея о создании памятника возникла у друга скульптура — Владимира Высоцкого. Правда, реализовали её уже после кончины барда. 

Обратите внимание на длинные пальцы царя — вот, видите, какие длинные? В принципе, как и все тело, особенно в сравнении с маленькой головой. За нарушение пропорций фигуры этот Пётр получил прозвище — “Пётр-паук”, а его пальцы натерли до блеска, веря, что это может исполнить желания. 

Покидая Петропавловскую крепость, обратите внимание, как вам подмигивает ангел со шпиля одноименного собора. Этот покровитель близок народу, ибо, что таить, спускался с небес на землю! 

По известности и значимости для города ангелу не уступает лишь Медный всадник. Пушкина помните? Вооот… «Пока я на своем месте, ноги неприятеля в городе не будет». Ведь душа человека иногда посещает наш мир и вселяется в своё изображение. Так что в отечественные войны XIX-XX веков Петра с Гром-камня не снимали, маскировали только. 

Про сам Гром-камень каких легенд только нет! Де, его гроза расколола, и сам Пётр не раз на нём стоял, всматриваясь в отвоёванный залив. А то был жертвенным утёсом, на котором нечистым силам приносили в дар коней, чтобы демоны не желали перебираться в мир живых с обратной стороны этой глыбы. Отмолили в итоге, окропили святой водой, закрыли проход из подземного царства. 

…С пьедесталом у Петра разобрались, а вот про ещё один камень легенда пострашнее будет. В подробностях рассказывать надо, чтобы деталей не упустить. На автобусной экскурсии такой истории не услышите. 

С незапамятных времен, среди народов, обитавших по берегам Невы, ходила легенда о страшном камне Атакане. Язычники поклонялись ему как божеству и приносили кровавые жертвы. Но камень с каждым днем требовал все больше и больше человеческих жертв. Молили люди всех остальных богов, чтобы те защитили их от ненасытного Атакана, но все без толку. Пока не явился сюда Пётр да не выбросил черный камень в Неву, в самое глубокое место.

Но зло так просто не сдается, поэтому камень время от времени уносил человеческие жизни. В том месте, где он покоится, то и дело переворачивались рыбацкие лодки, а с проходящих мимо судов часто падали люди.

Уже в XIX веке, когда над Атаканом решили возвести Литейный мост, камень попировал на славу. Во время строительства моста произошло несколько необъяснимых несчастных случаев. При внезапном затоплении одного из кессонов погибло сразу 28 человек, а через год странный взрыв унес жизни еще 9 рабочих.

Трагедии с человеческими жертвами около Литейного моста продолжают случаться и в наше время. Именно поэтому знающие легенду петербуржцы иногда «подкармливают» кровожадный камень. Разумеется, не кровью, а красным вином, выливая его прямо с моста в воду.

…Не желаете выплескивать вино, а мистических ритуалов хочется? Тогда идём на Гороховую 57 в знаменитый дом с ротондой. Придется заплатить небольшую дань консьержу, чтобы он пустил нас внутрь. Почему-то жители самой мистической парадной Петербурга разлюбили гостей. Неужели дело в поверье, что если написать желание на ее стенах, оно обязательно исполнится? Или виной закрытости стали проходящие в ротонде концерты неформальных групп Петербурга 80-х? Да-да, сюда захаживали и звезды вроде Кинчева, Цоя, Гребенщикова… Ну а теперь это респектабельное жильё в центре Петербурга. И неважно, что лестницу, которая ведёт в никуда, называют «Лестницей дьявола», граф Зубов проводил тут масонские ритуалы, а живший неподалеку Григорий Распутин нередко заходил поколдовать рядом с потайной дверью, которая открывается только избранным. Распутин, надо сказать, удобно устроился, различные увеселительные заведения наподобие варьете, располагавшиеся в доме в начале 20 века, также привлекали его внимание. Существует поверье, что если ровно в полночь произнести своё желание вслух, стоя на площадке второй, никуда не ведущей лестницы, и увидеть с неё тень седьмой несуществующей колонны, дьявол исполнит желание. Правда с той точки зрения, которая покажется ему удобной. 

…Раз уж мы упомянули «Святого старца» Распутина, до его дома рукой подать. На той же Гороховой улице он жил последние свои годы. Деньги за предсказания, лечение членов царской семьи, обещания протекций у государя позволили ему иметь пятикомнатные апартаменты на втором этаже. Тут же он предавался страстям и колдовским таинствам вплоть до того дня, как был приглашен погостить в Юсуповский дворец. Как известно, ужин у князя Феликса стал для Распутина последним — сначала его отравили цианистым калием, а после выстрелили в упор. Пришлось потратить четыре пули — меньшее количество не возымело нужного эффекта. Потом его отвезли на Малую Невку и скинули с моста. Когда же его тело нашли, то при вскрытии в легких обнаружилась вода, а значит, под водой он все еще дышал. Скорее всего, умер он оттого, что замерз в ледяной воде.

Теперь о коммунальной квартире, в которую превратились апартаменты на Гороховой, где ходит призрак в красной косоворотке. Художник Думченко, живущий в одной из комнат, воплотил образ призрака в портрете. 

… Вернемся к Сенной площади. Сейчас это многолюдное место, но когда-то его даже застраивать не хотели. Местные жители верили, что в лесу, ранее тут располагавшемся, скрыт вход в иной, страшный мир, который стерегут змеи. Однако после пожара рядом с Дворцовой площадью, царским указом было велено вырубить деревья и устроить здесь площадь с рынком для торговли сеном. Вокруг, как грибы, появились различные злачные места, посетителей которых не смущало соседство с величественным Успенским собором. Впрочем, воры, шулеры, сутенёры и мошенники тоже нуждаются в замаливании грехов. 

Говорили, духи умерших воров и сутенеров и после смерти не покидали Сенную. Рассказывали, что здесь можно встретить призраков, ничем не отличимых от живых людей, которые прохаживаются по рядам и прицениваются к товарам. И только заговорив с давно не виденным знакомым, человек понимал, что беседует с покойником.

…Неудивительно, что именно в этом районе обитал самый известный персонаж Достоевского — Раскольников. Его горельеф вы отыщите, если пройдёте по Садовой через Кокушкин мост (именно с него начинается «Преступление и наказание»), дальше вдоль Столярного до Гражданской, 19.  Помните? «Каморка его приходилась под самою кровлей высокого пятиэтажного дома и походила более на шкаф, чем на квартиру». Так же, как и в XIX веке, сегодня на чердак ведут 13 ступенек.

  

Нагулялись? И то верно, шли целый день. Прежде чем попрощаться, отведу вас в кофейню с аутентичным петербуржским названием «Парадная». Ещё увидимся! 

 

Экскурсию записала Конфитюр