Лицей расположился в красивейшей усадьбе 18-го века, некогда принадлежавшей графам Толстоевским.
Толстоевские владели усадьбой до самой революции.
Последний глава семьи, Александр Серафимович Толстоевский, был не только графом, но еще и меценатом, поддерживал русскую талантливую молодежь.
Он был также ученым-египтологом с мировым именем, водил знакомство со многими европейскими учеными, его перу принадлежало несколько книг.
Насколько известно, в 1914-ом году, во время своего визита в Россию, с А.С. Толстоевским встречался даже сам Говард Картер, известнейший египтолог из Великобритании, прославившийся своими изысканиями и археологическими находками в Египте.
После революции, во время гражданской войны Толстоевский, уже немолодой человек, по трагической случайности, погиб - был застрелен каким-то красноармейским патрулем как "контра". Правда, говорят, семье его (жене и дочери) удалось как-то спастись, еще до этого покинув Россию.
Усадьба же была реквизирована, национализирована, коллекция предметов искусства и быта Древнего Египта разграблена.
То, что удалось впоследствии найти и сохранить, было передано в Эрмитаж и хранится в настоящее время в его запасниках. К сожалению, основная часть коллекции, самые дорогие образцы, утрачена.
Какое-то время в здании размещался музей атеизма, затем дом культуры, затем местный краеведческий музей, во время войны - склад боеприпасов. После войны здание осталось пустое, стояло брошенное, обреченное разрушаться и умирать. Однако надо отметить, что умирать оно не соглашалось. В основном осыпалась лишь штукатурка. Как-то так сложилось, что время и люди пощадили и усадьбу, и сам дом. Даже бомбёжки во время войны его миновали, только стекла в окнах потрескались...
Может, дело в том, что дом был построен на совесть. Даже внутреннее его убранство (включая резные мраморные розетки под потолком, ниши для статуй и парадную лестницу со львами и мраморными балясинами перил) осталось, в общем и в целом, нетронутым, хотя всё было, разумеется, покрыто многими слоями старой побелки и дешёвой масляной краски. Последний слой был мерзкого сизого цвета, но, облупливаясь и отшелушиваясь от старости, открывал другие цвета - и больнично-зеленый, и тускло-желтый и даже блекло-розовый.
Во время перестройки о здании вспомнили, взяли на городской баланс, подкрасили и поселили в нем среднюю общеобразовательную школу. Но для полноценной школы здание было не приспособлено - метраж большой, а помещений маловато.
Поэтому, когда, спустя еще несколько лет, в город приехала Инна Марковна Поланская, долгое время прожившая в США, администрация города легко пошла на ее уговоры преобразовать школу в высококлассный гуманитарный лицей, куда поступали ли бы только старшеклассники, после 8-го класса. Платный, разумеется - но с квотой бесплатников для лучших учеников. Чтобы подчеркнуть престижность учебного заведения, была даже введена специальная форма для учащихся, с эмблемой лицея на левом рукаве.
Позже местный олигарх-меценат Бергман основал для лицея еще и стипендиальный фонд своего имени.
Инна Марковна Поланская, став директором лицея, разумеется, начала более тщательный ремонт здания, с применением хороших материалов, современных покрытий, панелей, тонированного стекла. Но при этом - с большим уважением к его исторической ценности как памятника искусства - она старается сохранить стиль здания и его внутреннюю планировку, которая претерпела при ремонте лишь незначительные изменения. Даже печные трубы не закладываются, а приспособлены под вытяжку.
К сожалению, до конца ремонта еще далеко, осталось еще несколько обшарпанных кабинетов, ждущих очередного лета, чтобы предстать во всём блеске новых панелей и паркетной плитки (к примеру, класса информатики еще нет, поэтому компьютеры распределены по учебным кабинетам, и еще несколько штук - стоят в библиотеке). А снаружи вообще еще почти ничего не сделано, старая розоватая штукатурка осыпается по-прежнему.
В честь бывшего владельца усадьбы лицей стал называться "имени А.С. Толстоевского". В библиотеке устроен небольшой музей бывшего владельца - стенд с немногими сохранившимися его личными вещами, фотографией, парой-тройкой старинных книг из его личной библиотеки, планом его усадьбы и дома - каким он был до революции.