Издавна один из самых любимых праздников селян. Гуляния сии проводят, когда весь урожай почти собран, солнце уже не припекает так жарко, а деревья и вся природа начинают готовиться к зимнему сну. В этот день, в конце августа, воздаётся благодарение Матери-Земле, славным богам Прави и всем духам, лесным и болотным, речным и воздушным, с чьей помощью были взращены злаки и собраны ягоды. Даже в самые тёмные времена, начало которых ознаменовало собой давнее появление в этих краях Чёрного Вепря, не могло нарушить славную традицию празднования этого дня.
|
К празднеству всеми хозяйками деревни готовится огромный медовый пирог, в человеческий рост, по старинным традициям дедов, а точнее - бабушек и прабабушек, который, после зачина и приветственного слова Хранительницы Праздника - Алгамы, должны отведать все собравшиеся. После чего начинается пир горой - вся еда на столах ставится горкой, которая к окончанию праздника сильно уменьшается.
На пир сей традиционно варят пиво, закалывают овцу или барана. Пекутся кренделя да сдобы, а хмельной мёд льётся рекой. И обязательно в течение пира пускается по кругу Круговая Братина - чаша со священным вином, для того, чтобы не было разладов средь живущих в деревне, чтобы мир да покой царил в каждой избе.
А позже, перед наступлением темноты, разжигается огонь. Яркий, тёплый - в селении издавна на Праздник Большого Урожая полыхает пламя, о которое никто и никогда ещё не обжигался, и язычки его, уходя в небо, рассыпаются искрами на причудливые образы, напоминающие диковинные огненные цветы. Вокруг костра девицы и юноши традиционно водят хороводы и пляшут. Прыгают через костёр, а в иные года даже ходят по углям.
Продолжаются гуляния многолюдными игрищами. Каких только разных развесёлых забав не устраивали жители и жительницы деревушки! Порою организуют состязания в поднятии тяжестей и толкании бревна, иль и вовсе - бои на бревне. Суть проста: на некотором расстоянии от земли горизонтально закрепляется бревно. Двое участников садятся на него верхом друг перед другом, и им в руки даётся по мешку с опилками либо по палке, обмотанной тряпьём. Цель такой игры - сбить противника с бревна. Иногда состязание такое велось стоя. Или устраивались соревнования по бегу наперегонки вокруг Поляны, а то и игра в салочки. Любят селяне и массовые командные веселья - перетягивания каната или невода.
Но пуще всяких иных игрищ, привлекают внимание конкурсы девиц-красавиц - то на лучший узор да вышивку на сарафане, то на фигурно сплетённые лапти, то на самый живописный венок из полевых цветов. Выбирались на Празднике и лучшая плясунья, и лучшая певунья. А ещё... Традиционно на сии гуляния девицы приходили с лентами, вплетёнными в косы, да в оборки одёжи. И согласно старинной традиции, коли в течение пира, в любой его момент, сумел добрый молодец развязать да выкрасть у любушки ленту, то имеет он все права теперича просить красавицу в жёны.
|
Праздник Большого Урожая всегда славен был своим весельем да теплотой, а заправляет всем Алгама, при помощи да поддержке всех жителей и жительниц селенья. А проводится само действо на Чароитной Поляне.
|