Из старых легенд,
которые, как известно, далеко не всегда говорят правду
В давние времена, когда люди только начали заселять берега Вислы, князь Крак, основатель города Кракова, возвёл большой замок на Вавельском холме. Он даже не догадывался, что в одной из пещер холма крепким сном уснул дракон.
Но вот крестьяне начали пасти овечек и коров на берегу реки и звуки их рожков, крики пастушков и их песни разбудили спящее чудовище. Дракон стал нападать на стада овец, а затем – и на жилища крестьян, унося молодых и самых красивых девушек.
Вся округа Кракова жила в постоянном страхе. И вот князь пообещал выдать свою дочь замуж (и в придачу отдать половину княжества) тому, кто убьёт дракона.
Один за другим гибли отважные рыцари, но никто не мог одолеть чудовище
И, как всегда, удалось взять дракона не силой, но хитростью. Простой сапожник Скуба пришёл к князю и сказал, что сможет победить врага. Только для этого ему требуются овечьи шкуры, бараний жир и сера. Затем он сшил из овечьих шкур чучело барана, намазал его жиром, а внутрь набил серы. Рано утром положил он барана у входа в пещеру.
Дракон поутру проснулся, выполз из пещеры и тут же съел барана.
Сера в его желудке дракона загорелась от его пламени. Чтобы загасить пожар внутри себя чудовище стало пить воду прямо из Вислы. Дракон пил и пил, и река мелела прямо на глазах. В итоге дракон выпил столько воды, что лопнул.
А сапожник-победитель женился на княжне и получил в награду половину княжества.
Когда отошла Либуша в вечность, увидели ее приближенные девушки, что не почитают их больше так, как при жизни их повелительницы. Тяжело было им думать об этом, и вспоминали они то время, когда их княжна одна властвовала над мужами и всей Чешской землей. Гнев загорался в их груди, когда кто-нибудь из мужчин говорил им с усмешкой:
– Повластвовали вы, покланялись мы вам, а теперь уподобились вы стаду без пастуха.
Пламенем вспыхнул их долго сдерживаемый гнев. Жажда власти и мести побудила девушек взяться за мечи и луки и, не соразмерив сил, вступить с мужчинами в неравную борьбу.
Предводительствовала девушками Власта, некогда бывшая старшей в свите Либуши. Первая кликнула она боевой клич, первая взялась за оружие и, объединив всех женщин, начала с ними строить неприступный замок. Замок стал их убежищем от врагов. Находился он за рекой Влтавой, вверх по течению от Вышеграда, расположенного на другом берегу.
Как своей княжне и повелительнице, повиновались девушки Власте. По ее совету и приказанию, многие из них отправились созывать женщин и девушек и уговаривать их, чтобы бросали они всё и спешили в Девин – так назывался девичий замок – начинать войну против мужчин. Захотели женщины владеть всей страной, а мужчин заставить лишь служить им да за сохой ходить.
Призыв Власты не остался пустым звуком, уносящимся с дуновением ветра. Как искра, зажег он сердца. Подобно голубкам, вылетающим из своих голубятен, спешили женщины и девушки в замок Девин, покидая братьев, мужей и отцов. Много набралось их в Девине – толпились они и в палатах, и в горницах, и на просторном дворе, и на крепостном валу.
Из Вышеграда беспечно наблюдали за ними мужчины. Их забавляло и смешило, как учились девушки владеть оружием, ездить верхом на конях. Старики и умудренные опытом мужи с пренебрежением поглядывали на них, а когда при князе Пршемысле заходила речь о воительницах, мужчины осыпали их насмешками, готовясь испытать женскую удаль.
– То-то будет потеха! – со смехом говорили приближенные князя.
Только князь Пршемысл был сумрачен. Однажды он сказал с беспокойством:
– Узнайте же, почему я не смеюсь вместе с вами. И вы бы тоже позабыли о смехе, если бы было вам видение, подобное тому, что представилось мне сегодня ночью.
И, желая предостеречь свою дружину, поведал Пршемысл все, что видел:
– Была ночь. Воздух был полон густого, едкого дыма. И вот в зареве пожара узрел я девушку. Из-под шлема спадали у нее длинные волосы; в одной руке держала она меч, в другой – чашу. На земле лежали в крови и во прахе убитые мужчины. Как безумная, металась девушка и попирала мертвых ногами. Затем набрала она крови полную чашу и, подобно хищному зверю, с неистовой жадностью стала пить ее. Внимайте, мужи, голосу богов и не пренебрегайте их знамением. Послано это видение, чтобы предостеречь вас. Выслушав мою речь, не сочтите ее пустыми словами.
Ездил-ездил Марко Королевич,
Ездил он по зеленому лесу,
Загонял он серого оленя,
Ездил он три дня и три ночи
И ручья нигде не находит,
Чтоб смочить юнацкое горло,
Ни воды, ни вина за деньги.
Проклинает он лес зеленый:
«Ой же ты, зеленый лесочек,
Пусть господь спалит тебя пожаром,
А весною ударит морозом,
Потому что нет воды ни капли,
Нет воды и нет вина за деньги».
То майское утро, десятого дня обещало быть самым обычным. Жители Кракова спешили по своим делам, храбрые воины охраняли их покой, а Его Величество король Владислав обозревал с Вавельского холма окрестности, непрестанно думая о своем народе.
И внезапно скрылось солнце, небо на востоке потемнело. "Будет дождь", — решили люди и подняли головы вверх. Но над городом собирались не тучи. Над Краковом кружили драконы.
В городе началась паника. Торговцы попрятали свой товар, мамаши на все голоса звали домой своих непослушных чад, мужчины хватались за колья и топоры. И только самые уверенные в себе краковяне сохраняли спокойствие. Они давно заметили, что крылатых чудовищ интересуют не простые горожане, а обитатели королевского замка. Драконы описывали круги над Вавельским холмом.
— Я Дино, сын Смока, которого твои люди убили 400 лет тому назад, — заявил один из драконов.
— Ты пришел мстить за отца?! Ты жаждешь разрушить наш город?! — воскликнул король. — Но знай, что мой народ полон решимости. И мое войско защитит...
Но речь Владислава прервал другой дракон — Аспидон:
— Разрушать город не обязательно. Вы же цивилизованные люди, а мы цивилизованные драконы. Все можно решить по закону, не применяя насилия. Я нашел договор! Мы подаем иск в суд.
У короля брови от удивления поднялись так высоко, что корона съехала на затылок.
— Какой еще суд? Какой договор?
— Согласно договору, заключенному более 400 лет назад, бессрочно, между князем Краком и драконом Смоком, ваш правитель и его потомки взяли на себя полное содержание дракона Смока и его потомков. Ежемесячно вы обязались поставлять по 78 голов скота: молодых бычков, крупных свиней и баранов. Взамен Смок обязался охранять Краков и подвластные ему земли от всевозможных бедствий, нечистой силы и иноземных захватчиков. Суд для рассмотрения споров тоже определен. Это суд города Праги.
— Хорошо. Вы требуете от меня домашний скот в таком количестве по договору. И если я вам его отдам, вы уберетесь из моего города?
— Безусловно! — пыхнул огнем Аспидон. — Если вы нам выдадите скот, мы улетим, только мы требуем возврата всей задолженности за 400 лет.
— Но... Но у нас нет такого поголовья!
— А вот на этот случай у нас есть к этому договору допсоглашение. В нем написано, что если правитель Кракова не сможет поставить скот в нужном количестве, то он обязан будет передать Смоку или его потомкам такое же количество красивых незамужних девиц.
Пообещав встретиться в Праге, в суде, драконы улетели, а король Владислав срочным указом объявил несколько своих решений: 1) закупить у населения скот, 2) щедро наградить того, кто сможет драконов извести, и 3) спрятать всех молодых девиц города Кракова от драконьих глаз в цитадели, самой укрепленной части замка, которую ни разу не удавалось взять врагам.