Племя Пиу, обитающее в девственных лесах к востоку от Великих Озёр, ничем не отличается от других индейских племён, входящих в Союз Семи Костров. Они дружно дают отпор враждебно настроенным ирокезам, сотрудничают с делаварами и стараются не ссориться с гуронами. Великий Дух любит своих детей, охраняя их от напастей. Впуская свет в темные лесные трущобы, Дух устроил как бы оазис в торжественных сумерках леса. Индейцы называют такие места ветровалами, и природу этого лесного явления объяснить пока никто не смог. Рядом с одним из таких ветровалов и расположилось становище племени.
За несколько лет сравнительно безмятежной жизни в этом укромном месте члены племени Пиу немного расслабились, и от безделья среди них, как водится, то и дело начали вспыхивать мелкие ссоры, скандалы и междоусобицы. Самая, пожалуй, значительная из них случилась в конце лета между вождем племени благородным Орлиным Зубом и знаменитым на всю округу шаманом по имени Сизый Нос.
Вождь и Шаман всегда друг друга недолюбливали. Старики в племени поговаривали, что в юности два верных друга, Орлиный Зуб и Сизый Нос, полюбили самую красивую девушку в племени - Стройную Секвойю. Красавица долго выбирала между юным воином и тогда еще совсем не склочным, а очень даже симпатичным будущим шаманом. Но сердца индейских девушек не могут устоять перед силой, меткостью и ловкостью, так что сердце своё Стройная Секвойя отдала Орлиному Зубу.
Шли годы. Со временем Стройная Секвойя стала не такой стройной, зато подарила молодому вождю очаровательную дочку Утреннюю Росу, а затем и вовсе отправилась в Мир Духов. Вождь горевал, но время лечит, да и некогда ему, обремененному заботой о племени, утопать в печали. Так что когда дочка подросла, совсем не старый еще Орлиный Зуб обратил свой взор на пару лет назад овдовевшую скво Резвую Газель. Не иначе как тут вмешался Дух озорства и лукавства Кокопелли, потому что именно эта скво спустя годы скорби по отвергнутой любви запала в душу шаману Сизому Носу. Вигвам шамана никогда не знал женской руки, хотя Сизый Нос много лет воспитывал приёмного сына. Мальчик, принесённый шаманом в становище неизвестно откуда, поражал взор любого пришлого индейца кипенно белыми волосами и бровями. Свои уже привыкли, поэтому их не поражал. Мальчик, к моменту повествования превратившийся в молодого сильного воина, был скромен, молчалив и бегал, как ветер. С одобрения соплеменников на обряде посвящения в воины вождь нарёк его Северным Оленем.
Нельзя сказать, что шаман избежал досужей болтовни по поводу своего приёмного сына. Да, индейцам не подобает много болтать, но старух еще никто не отменял, поэтому предположения строились одно причудливее другого. Сам Сизый Нос утверждал, что мальчик - дар Великого духа именно ему, шаману Сизому Носу за заслуги на ниве камлания.
Однако, когда шаману случалось (последнее время все чаще и чаще) перебарщивать с огненной водой, он представлял соплеменникам и другие версии появления у него приёмного сына. Один из последних вариантов гласил, что это сын самого шамана, подаренный ему Стройной Секвойей, выплакавшей от несчастной жизни с вождем все краски из своего взора, перед тем как покинуть мир живых. Новость быстро распространилась по становищу, и всё притихло в ощущении неминуемой катастрофы, ибо когда в племени ссорятся вождь и шаман, остальным лучше не высовываться. Так гласит индейская мудрость.